Хульбук
В 1952 году археологами было начато исследование местечка близ Курган-Тюбе под названием Хишт-Тепа (в переводе с таджикского – «Кирпичный холм»). Предположительно здесь и находилась «исчезнувшая» средневековая столица. Вся его площадь (около 70 га ) изобиловала кусками глиняной посуды и стекла, керамическими и металлическими шлаками, обломками жженого кирпича. А по данным историков постройки Хульбука были именно из этих материалов.
Дальнейшие раскопки подтвердили, что именно на этом холме, в самом центре Хульбука, располагался дворец местного правителя. Исследования остатков цитадели, входившей в состав дворца, выявили, что он располагался на ровной площадке, стены его были сложены из сырцового кирпича и облицованы жженым. Дворец состоял из больших прямоугольных комнат и длинных широких коридоров. Полы наподобие паркета были выложены жжёным кирпичом. У дворца было богатое убранство: стены и потолки были богато настенной живописью в виде изображений воинов, музыкантов и музыкальных инструментов, а также резьбой по алебастру в виде растительного и геометрического орнамента, арабской вязи, изображения рыб и мифических животных.
Дальнейшие раскопки показали, что под дворцом, относящимся к XI веку, находятся сооружения более ранней постройки, то есть, один дворец построен на развалинах другого.
Выяснилось также, что в древнем городе имелась канализационная, водопроводная и отопительные системы: обнаружены кирпичные каналы и керамические трубы.
Помещения отапливались путем больших кувшинов – хумов, вкопанных в пол. Кувшин заполнялся древесным углём, нагревался и постепенно отдавал тепло полу.
Одна из знаменательных находок Хутталя – огромные хульбукские шахматы из слоновой кости. Всего было обнаружено двадцать целых и восемь полуразрушенных фигур.
Ходжа-Машад (IX-Х1вв.)
Мавзолей Ходжа Машад, расположенный в селении Саед (окрестности Курган-Тюбе) – поражает воображение монументальностью форм и виртуозностью кирпичной кладки. Это единственный сохранившийся в Центральной Азии деревянный резной мавзолей.
Местность, где находится мавзолей, издревле известна как «Кабодиан» и издавна привлекала внимание путешественников.
Ходжа Машад – известная реальная личность в исламском мире, он пришёл в Кабодиан из стран Ближнего Востока приблизительно в конце IX – начале X веков. Он был богатым человеком, проповедующим ислам. Многие считают, что строительство медресе осуществлено на его средства, а после смерти он здесь же и был захоронен.
Легенды преподносят другую версию, якобы, мавзолей «возник» за одну ночь и является чудом, посланным на землю Аллахом.
Памятник представляет собой два отдельных стоящих рядом мавзолея, соединённых сводчатым проходом. С первого взгляда оба мавзолея кажутся «строениями-близнецами». В действительности же они различаются по времени строительства (восточное здание датируется IX – X , а западное - XI – XII веками).
Оба здания выстроены из обожженного кирпича. В западном здании использован декор так называемой «ёлочной» кладки. В восточном - фигурная кладка состоит из чередующихся «уголков» кирпичей. Внутри обоих мавзолеев имеются могильные сооружения.
Позади мавзолеев находится большой прямоугольный двор, окружённый остатками сырцовых стен и разрушенных помещений. Почти вся территория двора заполнена могилами. В купольных залах земляные полы также зияют полуразрушенными надгробьями.
Относительно назначения этих памятников до сих пор ведутся споры. Поскольку по периметру двора расположены кельи-худжры, надо думать, что здесь, наряду с мавзолеем и мечетью было и медресе.
Другие учёные считают, что Ходжа Машад – сложный мемориальный комплекс с функциями ханака. (Ханака – место проживания паломников, дервишей, суфиев и пр.) В его состав входили общежитие с худжрами, трапезная, гостиная, залы для молитв и собраний, ритуальных омовений, баня. В любом случае ясно, что архитектурный комплекс Ходжа Машад – место почитаемого, священного погребения – интереснейший памятник зодчества Таджикистана.
Ходжа Машад – место паломничества многих верующих, приезжающих сюда со всей Центральной Азии.
Аджина-Тепе (Буддийский монастырь)
В 12 км от Курган-Тюбе расположена местность, названная здешними жителями Аджина-Тепе. Перевести это можно как «Чёртов холм», «Холм нечистой силы». Возможно, такое отношение сложилось у живущих здесь из-за неприглядности этого места, окружённого с трёх сторон арыками, густо поросшего колючкой, покрытое буграми и ямами.
Каково же было всеобщее удивление, когда начатые в 1961 году на этом месте археологические раскопки помогли извлечь из земли свыше полутысячи памятников искусства: скульптур, рельефов, фрагментов настенной живописи, оставшихся от единого ансамбля жилых и культовых помещений буддийского монастыря VII–VIII веков.
Археологи определили, что монастырь в Аджина-Тепе состоял из двух частей (храмовой и монастырской), двух прямоугольных дворов, окружённых зданиями и крепкими стенами. В одном из дворов находилась Большая ступа (сооружение для хранения реликвий или для обозначения священных мест). В углах двора находились Малые ступы такой же формы, как и Большая ступа. Монастырь был богато украшен, стены и своды покрыты живописью. В стенах имелись ниши, где находились большие и маленькие скульптуры Будды (его образ вообще занимал центральное место в скульптуре Аджина-Тепе).
Но самой сенсационно находкой Аджина-Тепе стала огромная статуя глиняного Будды в нирване, найденная в 1966 году в одном из коридоров монастыря. Причем, обнаружена была только нижняя часть фигуры – от пояса до подошвы ног. Верхняя часть скульптуры оказалась сильно поврежденной. Все остальные фрагменты скульптуры были найдены отдельно. В том же году начались работы реставраторов по восстановлению статуи, которые продолжались до 1978 года. Затем наступил многолетний перерыв, который закончился в 2000 году.
Сегодня скульптура Будда в нирване экспонируется в Национальном музее древностей Таджикистана в Душанбе. Она является крупнейшей по размерам скульптурой Будды, найденной на территории современной Центральной Азии.
более подробнее можно ознакомится здесь - ссылка
Тахти Сангин («Храм Окса»)
В Британском музее хранятся уникальные сокровища, получившие название Амударьинский клад (или «Клад Окса»). Клад был найден в 1877 году на правом берегу Амударьи (в греческий период ее называли Окс). Находка состояла из более чем 2000 золотых и серебряных монет, золотых изделий IV - III векам до нашей эры. Местные жители, нашедшие клад, продали его купцам, идущим с караваном в Индию, оттуда клад попал в Англию.
Теперь вернемся в наши дни, точнее на тридцать лет назад, в 1976 год, когда археологи начали раскопки городища в урочище Тахти Кубад (в 34 км от посёлка Кабодиан, у слияния рек Вахш и Пяндж). Это каменное городище, названное археологами Тахти Сангином, оказалось поистине уникальным. В самом центре городища был раскопан древний храм, получивший название «Храм Окса». В свое время он был посвящен Божеству реки, культ которого существовал здесь издревле.
В огромном храме, построенном в IV -III веках до нашей эры и продолжавшем существовать и в первые столетия нашей эры были найдены удивительные находки. Скорее всего, это были дары прихожан храму: изображение бюста Александра Македонского в облике Геракла, ножны с изображением льва, держащего в лапах лань, обкладки ларцев, выполненные из слоновой кости и украшенные гравированными рисунками, самая большая в Центральной Азии коллекция наконечников стрел (более 5 тыс.), предметы вооружения и оружие воинов греко-македонской армии. Тут же найдены фрагменты бронзовых шлемов, которые были сверху позолоченными, это создавало иллюзию того, что они сделаны из чистого золота.
Кстати, сам «Храм Окса» довольно хорошо сохранился в архитектурном отношении.
В течение 15 лет раскопок на Тахта Сангине было сделано более 5 тысяч находок греко-бактрийского времени. За это время археологи и ученые окончательно пришли к мнению, что между Амударьинским кладом («Кладом Окса») Британского музея и «Храмом Окса» в Тахти Сангине существует прямая и непосредственная связь, поскольку место находок сокровищ и место храма едины, и все предметы клада ритуального значения.
Видмо, при какой-то опасности дары из храма были вынесены и спрятаны неподалёку, на берегу реки.
Руины городища Тахта Сангин сегодня можно увидеть в живописной долине рек Пяндж и Вакш, а находки «Храма Окса» в столичных музеях .
Чилучор Чашма
Чилучор Чашма («Сорок четыре родника») – так называется место в 12 км от послека Шаартуз, очень известное во всем Таджикистане и в соседнем Узбекистане.
Здесь прямо у подножия небольшого холма, посреди раскаленной пустыни, бьют из-под земли пять больших водных источников, распадающихся на 39 мелких. Все источники, сливаясь, образуют канал шириной 12–13 м, в котором обитает большое количество рыбы.
По легенде, праведный халиф Али, увидев пересохшую реку Ромит, добрался Чилучор Чашмы, попросил Аллаха дать воды. При этом он нанёс удар в подножие близлежащего холма, и там, где его пальцы коснулись земли, стали бить пять чистейших источников.
Чилучор Чашма является местом паломничества. Посещающие её люди совершают молитвы, омовения, жертвоприношения, купаются в источниках. Считается, что вода 17 источников является целебной. Каждый из них имеет своё название и целебное предназначение:
Ашмаи муин – от выпадения волос;
Хуни Бини – от кровотечения из носа;
Чашмаи Морон, Хунукзадагон – от укуса змей и от воспалений;
Устухондард – от заболеваний костей;
Табларза – от малярии;
Шифо – целебный;
Фишори Хун – от гипертонии;
Сардард – от головной боли;
Песхо – от псориаза;
Мурод – от депрессии;
Бефарзанд – от бесплодия;
Гурда – от болезни почек;
Дилу Чигар – от болезней сердца и печени;
Девонахо – от психических заболеваний;
Чашму Гуш – от болезней глаз и уха;
Хориш – от чесотки.
На территории Чилучор Чашма есть также небольшой холм, на котором возвышается маленький мавзолей. В нём якобы захоронен некий святой – Камбар Бобо, который, по легенде, был старостой конюшни халифа Али. Здесь находятся могилы ещё четырёх святых, имена которых неизвестны.