Фе́с или Фе́з (араб. فاس, фр. Fès) — старейший из четырёх имперских городов Марокко, расположенный в северных предгорьях Среднего Атласа, административный центр провинции Фес, крупнейший на западе Африки центр исламской культуры и образования. Главный торгово-промышленный и транспортный узел в центральном Марокко. Текстильные фабрики, мукомольные, маслобойные, овощеконсервные, металлообрабатывающие (в т. ч. завод военного снаряжения) и деревообрабатывающие предприятия. Фес - крупный центр кустарно-ремесленного производства. Население Феса, согласно переписи населения 2004 года составляет 946 815 человек. Это 4-ый по величине город Марокко после Касабланки, Рабата и Марракеша.
На крайнем западе обширного арабского мира расположилось древнее государство Марокко, берега которого еще в давние времена посещали греки, римляне и финикийцы. Античная мифология сохранила легенду о «Геркулесовых столпах», которые воздвиг себе по обе стороны от Гибралтарского пролива Геракл. Эти «столпы» - скалы Гибралтар и Джебель-Муса – считались у древних народов рубежом мира на западе.
Города Марокко так непохожи один на другой, что кажется, будто выросли они на разной почве и строили их разные народы. Отчасти произошло это, может быть, потому, что культура этой арабо-берберской страны вместила в себя и богатство античного мира, и достижения иудейских ремесленников (иудеи появились здесь после разрушения Иерусалима войсками римского императора Тита), и идеи ученых, бежавших из Испании от преследований инквизиции.
Средневековые арабские города не имели единой градостроительной системы. Одни (например, Дамаск) возникли в глубокой древности и сохраняли в своей архитектуре черты античности и ранневизантийского периода; другие (Фустат, Куфа, Басра и т.д.) возникали на местах, где располагались арабские гарнизоны, что изначально и определило их строгий функциональный характер городов-лагерей.
История
История Феса начинается в первые века ислама. От известных городов Востока, Багдада или Каира, Фес отличается тем, что сохранил в архитектуре города свою многовековую историю. А судьба города уникальна, так как он был основан дважды. В 789 году султан, великий марокканский святой Мулай Идрис I, сын Фатимы – дочери пророка Магомета, решил не расширять Волюбилис – старую столицу Марокко, а построить собственный город на правом берегу реки Фес .«Фес» в переводе с одного из марокканских диалектов означает «деревянная мотыга». По легенде, святому Мулай-Идрису подарили мотыгу из золота и серебра. Ею он и очертил границы крепости, которой суждено было стать столицей династии Идрисидов - первой арабской династии Марокко. Вряд ли Мулай-Идрис предполагал тогда, что Фес станет столицей империи, простиравшейся от Испании до Сенегала. В 808 году его сын, 20 лет спустя, его сын - Идрис II, который сделал Фес столицей государства Идрисидов, построил напротив укрепленного лагеря отца, на левом берегу Феса, королевскую резиденцию, мечеть и рынок. Длительное время, вплоть до последних десятилетий XI века, это были два противостоящих друг другу враждующих между собой городка. О первоначальном планировочном замысле и характере застройки что-то определенное сейчас сказать трудно, но уже через полвека в каждом из них была своя квартальная мечеть. Полулегендарная история приписывает основание этих мечетей двум сестрам – дочерям некоего выходца из города Кайруна. Похожие друг на друга, как сестры, обе мечети имели свой молитвенный колонный зал с нефами, параллельными стене киблы, небольшой минарет и сахн – обсаженный деревьями дворик. Во время правления Фатимидов обе мечети приобрели статус соборных, что сказалось не только на архитектуре их самих, но и окружающих зданий. Обе мечети оказались в центре общественной жизни своих городков: к ним сходились торговые улицы, и потому вокруг них стали группироваться и жилые кварталы.
Из-за своего более удобного географического местоположения левобережная часть Феса в этот период развивалась интенсивнее, чем правобережная. Именно к западной части города вплотную подходили пути, связывавшие Фес с берегами Атлантики и Средиземного моря. В 1069 (или 1075) году, когда султан Юсуф ибн Ташфина Альморавида объединил оба города в один, в левобережной части развернулось обширное строительство. В объединенном городе выделился общий центр, которым стала мечеть Карауин, впоследствии приобретшая функции мусульманского университета.
С начала IX века Фес стал духовным центром Марокко. Альморавиды в XI веке объединили обе части города, а при Альмохадах в конце XII века Фес стал одним из крупнейших (если не самым крупным) городом всего исламского мира. В середине XIV века Мариниды восстановили Фес в качестве столицы Марокко и украсили его новыми зданиями.
Фес всегда являлся одним из центров национально-освободительной борьбы марокканцев (восстание 1912 в против французского протектората, массовые выступления и демонстрации 1936-1937, 1951, 1954 и др.). После завоевания Марокко независимости в1956 году Фес стал одним из крупных экономических и культурных центров страны.
география
В настоящее время Фес состоит из трех частей:
Фес эль-Бали — старая медина, окружённая средневековой стеной — одна из крупнейших пешеходных зон в мире. Числится среди памятников Всемирного наследия с 1981 года. В Старом Фесе имеется также два совершенно разных района. На протяжении 8 века 8000 арабских семей осели на правом берегу Уади Фес, после того, как были изгнаны из Андалусии Христианскими отрядами.
Еще 100 спустя 2000 керуанских семей обосновались на противоположном берегу. Андалусские арабы принесли с собой искусство и цивилизацию, находящуюся на вершине славы - о чем свидетельствуют роскошные убранства, фрески, мозаика в Андалусской мечети и в мадрасе ас-Сахридж (Кораническая школа).
Фес-Дждид — вторая медина, основанная в XIII веке Маринидами. Этот квартал изобилует памятниками эпохи Маринидов, включая дворец эмира и облицованный полихромной плиткой минарет. В этом же районе расположено древнее Фесское гетто, большая часть жителей которого в последние десятилетия выехала в Израиль.
Новый Фес заложен в 1916 году маршалом Юбером Лиотеем в соответствии с принципами европейского градостроительства. После подписания в 1912 году Фесского договора Марокко на полвека стало французским протекторатом.
Окруженный нескончаемыми садами и виноградниками, город в прошлом был важнейшим торговым центром. И сегодня в Фесе много живописных базаров, каких, пожалуй, не встретишь в других городах Марокко. Узкие улицы-траншеи, где не разъехаться двум встречным ослам, переходят в полутемные, крытые железом тоннели. По обе стороны тянутся нескончаемые ряды прилавков, заваленных обувью, посудой, парчой…. Ряды ювелирных изделий кажутся волшебной пещерой из сказки «Али Баба и сорок разбойников»: от пола до самого верха, как связки баранок, здесь развешаны золотые браслеты, ожерелья, кольца, бусы; проходы заставлены чеканной серебряной посудой, на стенах – дорогие кинжалы, мундштуки, кальяны…..
После переезда короля в Рабат Фес стал обычным провинциальным городом, но остался религиозной святыней Марокко, к тому же сохранил за собой славу торгового и ремесленного центра.
Информация
Рестораны и кафе: На территории медины много маленьких и недорогих ресторанчиков. Рестораны и кафе закрываются в основном в 21.00, средняя стоимость посещения 3-12$.
Ночные бары и дискотеки: расположены в основном в крупных отелях. Стоимость напитков иногда переходит разумные границы. Музыка интернациональная.
Телефон: 8-10212-5-(городской телефон 6 знаков)
Полиция: 19
Пожарная служба: 15
Аптека: (круглосуточно): Av. Abdelkrim el-Khattabi. Тел. 62 33 80.
Аэропорт: Аэропорт Феса расположен в 15 км к югу от города. Обслуживает рейсы на Касабланку (50$), Марракеш (70$), Танжер. За билетами обращаться в агентство Royal Air Maroc (RAM) по адресу: 54, Av. Hassan II. Тел. 62 55 16.
Время работы с 8.30 до 12.15 и с 14.30 до 19.00. По субботам и в праздничные дни с 8.30 до 12.00 и с 15.00 до 18.00. Продажа билетов только по кредитным карточкам.
От железнодорожного вокзала до аэропорта ходит автобус №16. Цена билета около 0,3$. Маршрутное такси до аэропорта стоит 0,8$.
Железнодорожные вокзалы:
Железнодорожный вокзал расположен в новом городе в 10 мин. от площади Флоренции (Florence). Поезд — самый удобный способ передвижения. 9 поездов ежедневно отправляются в Касабланку (5 часов в пути) с остановками в Рабате (4 часа в пути) и Мекнесе (1 час в пути). До Марракеша (около 8 часов в пути) идут прямые поезда в 7.20 и в 9.40. До Танжера (6,5 часов в пути) идут два прямых поезда в 13.10 и в 16.10.
Автовокзал: Автовокзал находится в новом городе на бульваре Мухаммеда V. На рейсы Фее — Марракеш и Фее — Танжер билеты лучше покупать заранее. Ежедневно 8 автобусов идут в Касабланку (8$, 5 часов в пути). Все они, кроме отправляющегося в 7.00, останавливаются в Рабате (6$ и 3 час. 30 мин. в пути) , и все, кроме отправляющегося в 9.30, делают остановку в Мекнесе (2$ и 1 час пути). Два рейса в день, в 6.30 и 21.00, обслуживают Марракеш (13$ и 9 час. в пути). Два рейса в день, в 11.00 и в 18.00, отправляются в Танжер (9$ и 6 час. в пути).
Поездка на внутригородских автобусах стоит около 0,2$. Билеты приобретают у кондуктора.
Прокат автомобилей:
Avis. 50, bd Chefchaouni. Тел. 62 67 46.
Budjet. Hotel Palais Jarnai, Bab Guissa. Тел. 63 43 31.
Europcar. 41, Av. Hassan II. Тел. 62 65 45.
Hertz. Bd Llla Maryam. Тел. 62 28 12. Аэропорт. Тел. 651823.
Что касается цен на автомобили, то они варьируются в зависимости от класса и модели. В среднем рассчитывайте в день на 35-60$, за неделю - 460-800$ в международных компаниях по прокату.
Такси: Внутригородские такси красного цвета стоят недорого. Оплата по таксометру. Обслуживать аэропорт таксистам запрещено.