Согласно древней восточной притче, однажды к мудрецу пришла женщина и попросила его: "О, великий мудрец! Научи меня отличать истину ото лжи и красоту от безобразия, научи меня радости жизни!" Мудрец подумал и научил женщину танцевать.
Восточный танец...
Из глубины времен...
История этого танца насчитывает более четырех тысяч лет. Однако до сих пор историки не могут точно назвать страну, где он зародился. Некоторые считают, что это был Египет, другие называют родиной танца Междуречье, третьи – Индию. Но достоверно известно, что в древности танец живота, или как его еще называют - "belly dance", был распространен и в Египте, и в Риме, и в Греции, и в Вавилоне, и в странах Средней Азии.
Истоки танца живота прослеживаются еще на фресках древних храмов Месопотамии (территория Западной Азии). На изображениях представлены танцующие люди. Похожие фрески, создание которых датируется примерно 1000 лет до Рождества Христова, имеют и древние египетские храмы.
Многочисленные египетские, марокканские и тунисские рисунки того времени изображают сценки из жизни танцовщиц. Считается, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни. Танцевавшие в храмах жрицы через свои движения обращались к духу Великой Богини. Вполне возможно, что некоторые из этих движений сохранились в том танце живота современных танцовщиц.
Интересно отметить, что существовали различные касты танцовщиц. Гавази (чужестранцы, перевод с египетского диалекта) и цыгане выступали на улицах, это были обычные простые люди. Авалим - танцовщицы со специальным танцевальным и музыкальным образованием. Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах , хорошо разбирались в поэзии и могли исполнять стихи и песни собственного сочинения подобно гейшам в средневековой Японии. Следует отметить, что стили танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались.
Во время властвования Османской империи в Египте, в стране находилась многочисленная турецкая армия. Танцовщицы Гавази танцевали для османских воинов, тем самым зарабатывая деньги. Это вызвало недовольство со стороны турецкого паши, и Гавази были изгнаны на юг Египта.
В 80-е годы XIX века танец живота, названный тогда танцем Саломеи, получил широкое распространение в Европе. Частично это произошло благодаря Мате Хари, которая заявляла о себе как об исполнительнице танца живота.
Народный танец, который лег в основу восточного танца (часто называемого «беллиденс») на протяжении многих столетий является частью местной культуры Северной Африки, Среднего Востока и присутствует даже в Иране. Согласно исследованию, проведенному известной танцовщицей Морокко, устная традиция свидетельствует, что этот танец существовал и в древние времена, когда он использовался в качестве практики, облегчающей роды.
До 19 века восточный танец исполнялся главным образом в семьях. На свадьбах, обрядах обрезания и по случаю прочих празднеств люди танцевали ради радости танца. Иногда нанимались профессиональные исполнители. Поскольку праздники были семейными, посторонние лица редко имели возможность засвидетельствовать танцы.
В течение 19 века Европа переживала моду на Восток. Писатели (например, Флобер) и художники (Жан-Леон Жером) посещали Средний Восток и Северную Африку в поисках творческого вдохновения. Туристы следовали за ними и таращили глаза на экзотические народы и пейзажи. Колониальные армии Англии и Франции оккупировали различные страны этих регионов. Среди этих ищущих забав европейцев быстро разошлась молва, что одной из достопримечательностей, которую ну никак нельзя упустить, являются танцовщицы. Любили ли европейцы танцевать, ненавидели ли – было все равно. Их притягивало нечто, что так отличается от того, что есть на родине. И, хотя раньше местные женщины танцевали только на семейных праздниках и событиях сообществ, они открыли для себя новый рынок: иностранцев.
В Каире первые ночные клубы, предлагавшие танцевальные развлечения, открылись в 1920-х годах. Также подобные места появились в Бейруте и Ливане. Возможностей устроиться на работу танцовщицей или музыкантом было множество благодаря неизбывной потребности иностранцев в экзотических развлечениях.
В это время Турция боролась с культурной революцией, вызванной свержением последнего оттоманского султана после Первой мировой войны. Страна погрязла в переходе от монархии к демократии, от религиозного общества к нецерковному. Под руководством Ататурка Турция отдалилась от своей восточной культуры и обратила взгляды на Запад, стремясь к прозападному политическому и культурному развитию. Новое правительство запретило мужчинам ношение фесок, а женщинам – ношение паранджи.
Из-за этих глубоких общественных перемен восточная музыка и танец не имели никакой возможности развиваться в Турции сообразно своей исторической обусловленности.
В первой половине 20 века в США начали развиваться музыкальная и киноиндустрия; похожая индустрия развлечений появилась и в арабском мире. Подобно тому, как Нью-Йорк и Голливуд были центрами американского entertainment, Каир и Бейрут стали центрами арабского.
В 1940-х годах египетские кинопроизводители начали выпускать арабоязычные мюзиклы. На небосводе развлечений взошла звезда Фарида-аль-Атраша, который покорил сердца многих женщин своей музыкой, которая разошлась хитами по всему арабскому миру, и своей виртуозной игрой на уде. Еще одним знаменитым композитором стал Мохаммед Абдель Вахаб.
Англоязычные мюзиклы содержали танцевальные сцены; появились они и в арабских мюзиклах. Выступления в стиле восточного танца в этих кинолентах сделали международными звездами Тахию Кариоку и Самию Гамаль. Даже сегодня эти ранние звезды египетского танца считаются частью культурного наследия арабского мира. В Ливане же развивалась собственная сцена восточного танца, возглавляемая Надией Гамаль.
Черпая вдохновение из гаремных сцен голливудских фильмов, египетская киноиндустрия выпускала фильмы с исполнительницами в костюмах, напоминающих голливудские. И вскоре египетский танец на всем Среднем Востоке превратился в исполнительное искусство, а не в социальное танцевание, которым был раньше.
Хотя социальное танцевание присуще культурам на протяжении всего Среднего Востока, ни в Турции, ни в Иране, ни в Северной Африке исполнительное искусство не развилось так, как оно развилось в Египте. Вот почему многие люди со Среднего Востока называют публичные выступления oriental «арабским танцем».
Богатый вклад Ливана в арабскую культуру прервала гражданская война. Египет стал центром развития исполнительных искусств арабского мира. В период между 1960 и 1980 годами появились несколько звезд, достойных упоминания: Сохейр Заки, Нагва Фуад, Надиа Хамди, Фифи Абдо и другие. Этим танцовщицам платили большие деньги, и по египетским меркам они стали очень богатыми. Они могли позволить себе заказы сложных песен у музыкантов и их исполнение оркестрами из сорока инструментов. Это было прекрасное время для туристов, которые приезжали в Египет только чтобы посмотреть выступления мирового уровня качества.
Звезды выступали в пятизвездочных клубах, которым покровительствовали богатые арабы из соседних стран – например, Саудовской Аравии. Египетская индустрия развлечений давала им работу, а новые СМИ делали их знаменитыми.
Когда в конце 1970-х годов авиабилеты стали доступнее, в Египет на просмотр шоу звезд хлынули многие артисты танца из Европы, Северной Америки и Австралии. Этих «танцевальных туристов» привлекали популярность звезд и их выступления высочайшего качества. Люди возвращались в свои страны с чемоданами, полными музыки, реквизитов и костюмов с намерением скопировать танцы, увиденные в Египте.
В это же время турецкая сцена oriental ориентировалась в основном на аморальный рынок. Танцовщицы одевались в открытые костюмы и выступали в дешевых ночных клубах. Они не были примером для иностранных танцовщиц из Европы, Северной Америки и Австралии.
Египет оказал огромное влияние на танцевальную сцену всего мира. Именно в Египет слетались, чтобы посмотреть на прекрасные выступления восточного танца в ночных клубах высокого уровня, и именно Египет был лучшим местом для покупки костюмов и музыки. Египет был единственной страной на Среднем Востоке, где исполнительниц восточного танца ждали богатство и известность.
Сегодня знаменитые египетские танцовщицы Фифи Абдо и Дина ходят в сопровождении телохранителей. Другие (Нагва Фуад и Сохейр Заки) перестали танцевать в конце 1980-х – начале 1990-х потому, что продолжать танцевать того не стоило. Танцовщицы, которые зарабатывали на жизнь выступлениями на свадьбах и в ночных клубах, стали нищенствовать. И на их место заступили иностранки из России, Аргентины и других стран.
К сожалению, танцевальная сцена Египта пришла в упадок в 1990-е годы.
Одна причина заключается в том, что сократилось количество богатых арабских туристов из региона Персидского Залива, которые покровительствовали лучшим ночным клубам Каира. Вследствие этого некоторые ночные клубы закрылись из-за потери выручки.
Также негативное влияние на египетскую танцевальную сцену оказал тот факт, что мусульманские экстремисты избрали Египет местом для своей консервативной пропаганды. В 90-х гг. экстремисты в Египте угрожали учинением насилия любым мероприятиям, включающим танцы женщин перед мужчинами. Вследствие этого люди, боясь расправы, даже перестали нанимать танцовщиц на свадьбы и другие праздники.
Но в то время как египетская танцевальная сцена пришла в упадок, oriental в других странах начал развиваться.
С окончанием гражданской войны в Ливане Бейрут запустил программы поддержки культурного наследия.Танец живота также получил развитие.
В Турции в наиболее посещаемых туристами клубах появились прекрасные исполнительницы восточного танца. Хотя в Турции до сих пор есть места, где танцуют с ориентацией на разврат и слабой хореографической подготовкой, в этой стране появилось множество возможностей увидеть выступления высокого качества.
В наши дни Египет снова становится танцевальной Меккой. Ночные клубы забиты жаждущими танца зрителями, на танцевальном небосклоне Каира вспыхивают новые имена, организуется большое количество конкурсов и фестивалей, где люди не только проходят обучение, но и имеют возможность выступить под живой оркестр и на миг почувствовать себя звездами.