Ремесло ювелира – одно из древнейших на земле. Изначально ювелирные изделия служили не только украшениями, но и были оберегами, наделялись магическими свойствами.
Ювелирное мастерство узбекских ремесленников – поистине всенародное и демократичное, не использующее драгоценных в полном понимании этого слова компонентов, оно было доступно и простому дехканину, и богатому купцу. Украшения, изготавливаемые при помощи почти примитивных орудий, были далеко не так просты и незатейливы, некоторые из них вполне могли поспорить по красоте с шедеврами лучших ювелирных домов Европы, но долгое время эта красота была скрыта вместе с девичьей красотой под чадрой. Заргары были искусными ювелирами, не боявшимися работы с любыми материалами.
Узбекское ювелирное искусство.
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12012-03-31 15:58:24
Поделиться22012-03-31 16:01:07
Изделия узбекских ювелиров в зависимости от их назначения можно разделить на украшения, которые либо надеваются на пальцы, либо вставляются в уши, нос, подвешиваются под мышкой, либо навешиваются на виски, лоб, голову, пояс, либо вплетаются в волосы и т.д. Например, изготовленные в XIX в. в Ферганской области нашейные (зогора баргак, кундалли баргак, пешовоз), женские волосяные (нукра думбок или тилла чачвон, пе-шаоначажак), подмышечные (бикин такинчок) и височные (тиллагажак) украшения являются прекрасными произведениями искусства, свидетельствующими о разнообразии узбекского быта. Для подтверждения этого достаточно вспомнить ассортимент лишь серег и колец, изготавливаемых ферганскими ювелирами: афгонча узук, румча узук, айрибонд узук, козокча узук, куйма узук, урама узук, танга кузли узук, хожи узук и. другие, - что говорит не только об одаренности местных мастеров, но и о широте потребностей широкой массы населения. Так, ассортимент сережек не ограничивается лишь местными видами, в нем много разносортных заимствований (татарча зира, туркистон зира, туркистон бол-док, зулук зира, кунгирокли зира, кашкар болдок, куз-лик зира, ой болдок, тошкент болдок, арава болдок, шалдирок болдок, анжир болдок и др.). Это разнообразие позволяет судить не только о вкусах, но и о мировоззрении народа. Примечательно, что сырье, техника и способы изготовления, а также орудия производства узбекских ювелиров мало чем отличались от применяемых ювелирами - соседями по региону. Общие способы тиснения, резьбы, литья, золочения, использования разноцветных драгоценных камней придавали особую красоту и блеск изделиям ювелиров, которые всегда пользовались большим спросом у населения и являлись предметом экспорта. Ювелирное искусство было наиболее развито в Бухаре, Хиве, Коканде, Фергане и т.д.