История
Алеппо — один из самых древних городов мира, он был заселен в VI тысячелетии до нашей эры[7]. Раскопки в Телль ас-Сауда и Телль аль-Ансари (юг старой части города) показывают, что область была заселена во второй половине III тысячелетия до нашей эры[8]. Алеппо упоминается в хеттских надписях, в надписях Мари на Евфрате, в центральной Анатолии, и в городе Эбла, где он описывается как один из главных центров торговли и военного искусства[9].
Древний мир
Бронзовый век
Алеппо появляется в исторических записях гораздо раньше, чем Дамаск. Первое упоминание о нём восходит к III тысячелетию до н. э., когда Алеппо был столицей независимого царства Эбла. Город был известен как Арми в Эбле и под именем Арман в Аккаде. Нарам-Син, царь Аккада, (или его дед, Саргон Древний) уничтожил Эблу и Арман в XXIII веке до нашей эры[16][17].
В поздне-вавилонский период Алеппо впервые упоминается под именем Халаб (Халба)[17]. Город был столицей аморейского царства Йамхад. Царство Йамхад (араб. يمحاض)(ок. 1800—1600 гг. до н. э.), также известное как «земля Халеба», в то время было самым сильным и могущественным царством на Ближнем Востоке[18].
Йамхад был разрушен хеттами при Мурсили I в XVI веке до нашей эры. Однако, Алеппо вскоре возобновил свою ведущую роль в Сирии, когда хеттские силы в регионе ослабли из-за внутренних раздоров[17].
Воспользовавшись безвластием в регионе, Парраттарна, царь хурритского царства Митанни, завоевал Алеппо в XV веке до нашей эры. Впоследствии Алеппо оказался на линии фронта в борьбе между Египтом и Митанни и Хеттским царством и Митанни[17]. Хетт Суппилулиума I победил Митанни и завоевал Алеппо в XIV веке до н. э. Алеппо имел культовое значение для хеттов: он был центром поклонения богу погоды[17].
Железный век
Когда Хеттское царство рухнуло в XII веке до н. э., Алеппо стал частью арамейского сиро-хеттского царства Арпад, а позже он стал столицей арамейского сиро-хеттского царства Хатарикка-Лухути. В IX веке до н. э. Алеппо стал частью Новоассирийского царства, а позже Нововавилонского царства и империи Ахеменидов.
Античность
Александр Македонский завоевал город в 333 году до нашей эры. Селевк Никатор основал здесь греческое поселение (ок. 301—286 до н. э.) и назвал его Верия — в честь города Верия в Македонской империи.
Верия оставалась под владычеством Селевкидов почти 300 лет. Правление Рима обеспечило стабильность и безопасность Северной Сирии на протяжении более III веков.
В римскую эпоху население в северной Сирии заметно увеличилось, выросло оно также и во время владычества византийцев в V веке. В эпоху поздней античности, Верия был второй по величине город после Антиохии, столицы Сирии; и третий по величине город в Римской империи. Археологические данные свидетельствуют о высокой плотности населения в деревнях и городках между Антиохией и Верией в VI веке нашей эры. В настоящее время в этих поселениях находятся древние дома и церкви, такие как церковь Св. Симеон Столпника. Святой Марон, вероятно, родился в этом регионе: его могила находится в Брэд, к западу от Алеппо[19].
Верия упоминается в 2Мак.13:3.
Средневековье
Сасаниды вторглись в Сирию в начале VII века. Вскоре Алеппо завоевали арабы под предводительством Халид ибн Валида в 637 году. В 944 году он стал резиденцией независимого эмирата хамданидского князя Сайф аль-Даула, и город процветал, будучи домом великого поэта Аль-Мутанабби и философа Аль-Фараби. Город был разграблен византийцами в 962 году и был оккупирован ими с 974 по 987 год. Халеб и его эмират стали вассальным государством с 969 года до византийско-сельджуских войн. Алеппо был дважды осажден крестоносцами, в 1098 и 1124, но не был завоеван.
Землетрясение, произошедшее 9 августа 1138, разрушило город и его окрестности. Нельзя полностью опираться на оценки того времени, но тем не менее считается, что 230 000 человек погибло, таким образом делая его пятым самым смертоносным землетрясением в истории человечества.
Халеб перешёл к Саладину, а затем династии Айюбидов в 1183 году.
24 января 1260 года[20] Алеппо был взят монголами во главе с Хулагу вместе с франкскими рыцарями князя Антиохии Боэмунда VI и его тестем, правителем Армении Хетумом I[21]. Город был плохо защищен Тураншахом: стены рухнули после шести дней бомбардировки, а цитадель — через четыре недели. Много мусульман и иудеев погибло, а христианское население было пощажено[22]. Так как монголы уважали Тураншаха за его храбрость, они не убили его. Затем город был передан бывшему эмиру города Хомс, аль-Ашрафу, в городе был установлен монгольский гарнизон. Награда была вручена и Хетуму I за его помощь во взятии Халеба. Затем монгольские войска направились в сторону Дамаска, и он сдался. Монголы вошли в Дамаск 1 марта 1260 года.
В сентябре 1260 года мамлюки ведут переговоры по заключению договора с франками из Акко, который позволяет им беспрепятственно пройти через крестоносцев, и вступают в бой с монголами (см. Битва при Айн-Джалуте) 3 сентября 1260 года. Мамлюки одерживают победу, убив монгольского военачальника Китбуку, и через пять дней заново захватывают Дамаск. Мусульмане овладели Алеппо за месяц, и губернатор мамлюков остался управлять городом. В декабре того же года Хулагу посылает войска, чтобы попытаться возвратить себе Алеппо. Монголы убили большое количество мусульман в отместку за смерть Китбуки, но, так как захватить город в течение двух недель у них не получалось, они были вынуждены отступить[23].
В октябре 1271 года монголам снова удалось захватить Халеб, победив туркменские войска, защищавшие город, и десятитысячную армию из Анатолии. Гарнизоны мамлюков бежали в город Хама, но Бейбарс вернулся со своей армией отстаивать Алеппо, и монголы отступили[24].
20 октября 1280 года монголы заново овладели Халебом, обворовывая рынки и поджигая мечети. Мусульманские жители города бежали в Дамаск, где лидер мамлюков Аль-Мансур Калауун собрал своих силы. Когда его армия подошла к Алеппо, монголы снова отступили, возвращаясь через Евфрат.
В 1400 году монголо-тюркский лидер Тамерлан отвоевал город у мамлюков[25]. Он убил множество жителей, приказав построить башню из 20 тыс. черепов за пределами города[26]. После ухода монголов все мусульманское население возвратилось в Алеппо. Но христиане, покинувшие город во время нашествия монголов, не смогли переселиться обратно в свой квартал в старой части города. Это привело их к созданию нового квартала в 1420 году, построенного за пределами городских стен, в северном пригороде Алеппо. Этот новый квартал назывался аль-Ждейде («новый район» по-арабски).
Новое время
В XIX веке в городе произошли два крупных еврейских погрома. В 1947 г., вслед за образованием Израиля, в городе произошёл крупный погром, в результате которого начался массовый выезд евреев в Израиль.
Население
Большинство жителей Халеба — арабы-мусульмане. Христианское население состоит из армян, греков, маронитов, сирийских католиков; существуют еврейская и американская протестантская общины.
История
Ещё в начале XIX столетия Халеб населяли 200 тыс. жителей; город имел обширную промышленность и торговлю, его фабрики снабжали весь Восток шелковыми, бумажными, шерстяными и парчовыми материями. Но землетрясение, чума и холера подорвали его благосостояние. Согласно историку из Алеппо, шейху Камель аль-Газзи (1853—1933), население города до разрушительного землетрясения 1822 года составляло 400 тыс. человек. Затем от холеры и чумы (1823 и 1827 годов соотвественно) население Халеба сократилось до 110 тысяч человек[27]. В 1901 году общая численность жителей Алеппо составляла 108 143 человека, из которых мусульмане — 76 329 (70,58 %), христиане-католики — 24 508 (22,66 %); и иудеи — 7306 (6,76 %)[28]. Христианское население значительно увеличилось с притоком армянских беженцев (после геноцида армян 1915 года) и сирийских христиан из других городов. После прибытия первой группы армянских беженцев (1915—1922) население Алеппо в 1922 году стало 156 748 человек, из них мусульмане составляли 97 600 жителей (62,26 %), христиане-католики — 22 117 (14,11 %), иудеи — 6 580 (4,20 %), численность европейцев в городе составляла 2 652 (1,70 %), армянских беженцев — 20 007 (12,76 %) и других — 7 792 (4,97 %)[29][30].
Второй поток армянских беженцев в направлении Алеппо был вызван выводом французских войск из Киликии в 1923 году[31]. В 1923—1925 годах в город прибыли более чем 40 000 армян, а население Алеппо достигло 210 000 человек к концу 1925 года, из которых армяне составляли более 25 %[32].
Солгасно историческим данным, представленным шейхом Рамель аль-Газзи, подавляющие большинство христиан города Халеб были католиками, вплоть до последних дней османского владычества. Рост православных христиан связан, с одной стороны, с приездом армянских и сирийских христиан, выживших в Киликии и южной Турции; а с другой стороны, с прибытием большого количества православных греков из Санджака Александретты, после его аннексии в пользу Турции (1939).
В 1944 году население Алеппо составляло около 325 000 человек, где 112 110 (34,5 %) христиане (из них армян — 60 200). Армяне составляли более половины христианской общины Алеппо до 1947 года, в то время как многие из них уехали в Советскую Армению в рамках армянской репатриации (1946—1967).
Современное состояние
Алеппо самый густонаселенный город в Сирии, с населением в 2 181 061 человек (2004). Согласно официальным оценкам, объявленным городским советом Алеппо, население города достигло 2 301 570 к концу 2005 года. Более 80 % жителей Алеппо являются мусульманами-суннитами. Это прежде всего арабы, курды и туркмены. Другие мусульманские группы включают адыгов (черкесы, кабардинцы, адыгейцы) чеченцев, албанцев, боснийцев, и болгар.
Одна из крупнейших христианских общин на Ближнем востоке, Алеппо является домом для многих восточных христиан, в основном армян, сирийских христиан и греков-мелькитов. В настоящее время в городе живёт более чем 250 тыс. христиан, составляя около 12 % от общей численности населения. Значительное число сирийских христиан в Алеппо родом из города Урфа (Турция) и говорит на армянском языке. Большая община православных христиан принадлежит Армянской апостольской, Сирийской православной и Греко-православной церквям. В Халебе очень много католиков, в том числе греков-мелькитов, маронитов, латинян, халдеев и сирийских католиков. В нескольких районах города преобладает христианское и армянское население, таких как старый христианский квартал Ждейде. Современные христианские районы называются Азизия, Сулеймания, Гаре де Багдад, Урубе и Мейдан. В Алеппо 45 действующих церквей, принадлежащих вышеупомянутым конфессиям.
Арабоязычное население Алеппо говорит на северо сирийском диалекте, который называется шави.