Все о ВОСТОКЕ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Все о ВОСТОКЕ » Ислам. » Дети в Исламе.


Дети в Исламе.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Воспитание Детей в Исламе.

Посланник Аллаха сказал: "Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - хорошее воспитание".(Ат-Тирмизи)
Также Посланник Аллаха сказал: "Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их" (Ибн Мад).

Сура (Корова 233)

«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка. Такие же обязанности возлагаются на наследника отца. Если они пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха. И если вы пожелаете нанять кормилицу для ваших детей, то не совершите греха, если вы заплатите ей на разумных условиях. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах видит то, что вы совершаете».

Человечество вступило в XXI век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д. Однако прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение.

Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о человеке. Оно стремится воспитать и поддержать в нем добрые начинания и искоренить стремление ко злу и разрушению.

Ежегодно страна отмечает День защиты детей. Однако не многие задумывались, в чем именно, прежде всего, должна заключаться эта защита.

Первым и самым важным шагом в данном направлении, безусловно, является полноценное воспитание подрастающего поколения, которое, по сути, возможно только в Исламе. О важности этого свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы, ведь это право каждого из нас.

Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: «О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни» (66:6). Пророк же (мир ему и благословение) сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Маджда), а также: «Нет ничего лучшего для ребенка, чем хорошее воспитание».

Уместно тут вспомнить и широко известную историю о халифе Умаре (да будет доволен им Аллах), к которому однажды пришел человек с жалобой на сына. Несчастный отец сокрушался, что его отпрыск растет высокомерным, не уважает родителей и во всем им перечит. Умар (да будет доволен им Аллах) призвал к себе юношу, чтобы выяснить причины его поведения и дать наставления в том, как должно мусульманину относиться к своим родителям.

Представ перед халифом, юноша спросил: «О эмир мусульман! Есть ли у матери и отца обязательства перед детьми?» «Да, не только детям, но и родителям Всевышний предписал соответствующие правила», — ответил халиф. Тогда молодой человек попросил их перечислить.

«Во-первых, будущий отец должен избрать для своего ребенка благочестивую мать. Во-вторых, родители обязаны дать ему хорошее, благородное имя. В-третьих, матери и отцу следует, прежде всего, позаботиться не о материальном благополучии своего ребенка, а об обретении им знаний, полезных для его души. Они должны научить его жить, соизмеряя свои действия с Книгой Аллаха — Священным Кораном», — так отвечал Умар (да будет доволен им Аллах).

Внимательно выслушав халифа, юноша произнес: «О халиф! Мой отец не выполнил ни одного из указанных Вами обязательств передо мной. Моя мать огнепоклонница, мне дали имя Джуал, что означает «черный таракан», и меня не научили ни одной букве».

Услышав этот горький рассказ, халиф обратился к несчастному отцу юноши со словами: «Эх, человек! Ты жалуешься на сына, тогда как сам поступаешь по отношению к нему безответственно. И его отношение к тебе отражает твое отношение к нему…».

Таким образом, Всевышним Аллахом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей.

Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним. И в Судный День мы будем отвечать за них перед Создателем.

Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается воздействию. Из мягкого воска можно слепить, что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок.

В воспитании ребенка можно выделить семь важнейших аспектов:

1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам Ислама и Шариата.

Иман — это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его Книги и Его пророков (мир им), в Судный День и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

Столпы Ислама — это поклонение в форме шахадата, намаза, поста, закята, хаджа.

Принципы Шариата — это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение, как на уровне отдельного человека, так и общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. Абу Хурайра передал слова Посланника Аллаха (мир ему): «Все дети рождаются в «фитре» (врожденное естественное состояние веры в Единого Бога) — и родители их делают христианами, иудеями или многобожниками» (аль-Бухари).

Фитра означает, что ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, куда родители помещают представление об окружающем мире, выбирая для ребенка какое-либо мировоззрение или же пуская этот процесс наутек. Поэтому именно они несут ответственность за будущее сына или дочери перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Данные принципы должны стать стержнем его психики, личности.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность». О важности этого аспекта воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: «Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их» (Абд ар-Разак).

В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой во Всевышнего Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу. Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний.

Здоровье, с точки зрения Ислама, одна из самых больших милостей Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира.

Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете, но ни в коем случае нельзя забывать и об остальных науках. Для мусульман является коллективной обязанностью (фар кифая) воспитывать и иметь среди себя специалистов в самых различных областях жизнедеятельности.

О ценности получения знаний, постижении Ислама и различных наук свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка (мир ему). Всевышний Аллах говорит: «Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9). Абу Хурайра (да будет доволен им Всевышний Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай» (Муслим).

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к порывам страсти. Он вырастает способным контролировать себя. Ребенок лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Такой человек доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный. Задача этого аспекта воспитания – приучить ребенка соблюдать социальные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития.

Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления контактов и связей с людьми. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом (мир ему): «… поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя».

7. Сексуальное. Мусульманин должен получить необходимые знания о нормах семейной жизни, особенностях своего организма, отношениях между полами.

В своей книге «Ихья улум ад-дин» Имам аль-Газали (да освятит Аллах его душу) пишет: «Ты знай, что ребенок дан родителям на хранение. Его чистое сердце является драгоценной жемчужиной, и какой бы узор мы не высекли в нем, оно принимает его».

Следовательно, если ребенка с самого раннего детства обучать совершать только хорошее и часто напоминать ему об этом, то он, по Воле Аллаха, обретет счастье как на этом, так и на том свете. За совершенные им благие деяния родители также получат вознаграждение.

Если же оставить ребенка, подобно выпущенному на волю домашнему животному, то он будет несчастен, в результате чего в грех впадают мать и отец. Родители обычно берегут своих чад от невзгод этого бренного мира, но не лучше ли беречь их от огня мира Вечного?

Беречь от огня Ада детей возможно, только дав им хорошее воспитание, научив этике поведения, привив им высокие нравственные качества, оградив от влияния плохих приятелей, не дав им привыкнуть к излишнему комфорту и роскоши. И, прежде всего, нельзя забывать, что богобоязненный, порядочный, здоровый, любящий, умный и счастливый ребенок вырастет, только имея перед собой пример собственных отца и матери.
Невозможно как приобретение духовных ценностей, так и обретение психического здоровья детьми, выросшими в атмосфере, лишенной любви, понимания и поддержки со стороны взрослых. Только в сердечной обстановке, беря пример со своих родителей, ребенку будет гораздо легче развивать свою личность и усвоить духовные приоритеты. Родители, не умеющие давать ни ласки, ни любви своему ребенку, не являющиеся образцом для подражания, не смогут дать и религиозного воспитания своему потомству. Только любовь делает людей добродетельными.
Нельзя позволять себе говорить ребенку: «Если не вымоешь руки, то Аллах тебя накажет». Или же: «Если ты скажешь неправду, то у тебя отсохнет язык». Или: «Не поступай так, не то Аллах на тебя разгневается». А в некоторых семьях, где толком не знают, что правильно, а что ошибочно, прежде чем объяснить ребенку в нужной форме, что считается греховным поступком, начинают каждый неверный его поступок называть грехом. Так ребенок теряет истинные ориентиры и воспитывается в страхе перед любыми действиями. С точки зрения религиозного воспитания – это неверно. В такого рода наставлениях и внушениях взрослые пытаются представить Аллаха, словно служащего полиции, обеспечивающего порядок и дисциплину в доме. Это величайшая ошибка и заблуждение, ибо при таком подходе ребенок начинает воспринимать Аллаха не как Любящего, Прощающего, а как страшного, наказывающего Своих рабов за каждый их проступок тем, что сжигает их в пламени Ада, при каждом удобном случае.
Поэтому, рассказывая об Аллахе маленькому ребенку, надо больше говорить не о Гневе, а о любви Аллаха к людям. Им следует больше говорить о том, что Аллах доволен их хорошим поведением и хорошими поступками, о том, что Аллах будет заботится о нас тем больше, чем больше мы будем Его любить и слушаться. Мы должны говорить детям, что все, что мы имеем, нам дал Всевышний Аллах. Что нам Аллах поможет во всех наших добрых и хороших делах. Только так нам удастся подготовить почву для здоровой, крепкой веры в Аллаха в сердце у маленького мусульманина, опирающейся на чувства любви и доверия.
Согласно проведенным исследованиям среди детей от трех до девяти лет, стремление к совершению намаза, соблюдению намаза, соблюдению поста, благодарной молитве Аллаху после еды и совершению других видов поклонения Аллаху переходит к нашим детям от нас. Ребят нужно только приохотить, увлечь, но не принуждать совершать богослужения.
Ребенок, получивший хорошее религиозное воспитание, приученный с детства к совершению богослужений, которые ориентируют на совершение добра, ребенок, которому родители ненавязчиво и с любовью дали верное направление в жизни, вырастая, обычно становится высоконравственной и сильной личностью.
Много лет назад во времена табиинов (поколение мусульман, следующее за сподвижниками Пророка, мир ему) Багдад был крупнейшим городом тогдашнего мира. По существу, он являлся столицей великой исламской империи. Из-за большого количества мусульманских ученых, живших там, Багдад также слыл центром образования и просвещения.

Рассказывают, что однажды правитель Византии решил послать в Багдад своего гонца, приказав ему задать мусульманам три вопроса. Добравшись до города, посланец попросил передать халифу, что он принес вести от далекого владыки. Узнав об этом, мусульманский правитель приказал пропустить его.

Войдя во дворец, гонец сообщил, что у него есть три сложных вопроса к мусульманам. По сути, таким образом он бросал вызов всему исламскому обществу.

Тогда встревоженный халиф приказал созвать к нему во дворец всех ученых города. Вестник взобрался на высокую трибуну, и изрек: «Я пришел к вам с тремя вопросами. Если вы сумеете на них ответить, византийский владыка осыплет вас несметным количеством богатства. Вот они: «Что было до Аллаха?», «Куда смотрит Аллах?», «Чем занят Аллах в настоящий момент?».

Услышав подобные вопросы, толпа мудрецов оставалась безмолвной (известно, что даже сама постановка вопроса таким образом неприемлема для исламского вероучения)... Но вдруг среди толпы послышался тонкий голосок: «О дорогой папа, можно я отвечу на них? Я думаю, после моих слов чужеземец замолчит».

Это был голос мальчика, который пришел на собрание со своим отцом. Он также спросил у халифа разрешения держать слово, и когда правитель дозволил ему говорить, византиец обратился к молодому мусульманину, повторяя свой первый вопрос:

«Что было до Аллаха?».
Мальчик на это ответил вопросом:
«Умеешь ли ты считать?».
«Да», – сказал мужчина.
«Тогда посчитай обратно с десяти!».
Римлянин начал считать:
«Десять, девять, восемь...», до тех пор, пока не дошел до «один» и остановился.
«Ну, так, а что дальше, после единицы?» – спросил мальчик.
«После единицы нет ничего, это самая последняя цифра», – удивился византиец.

«Если нет ничего после арифметической единицы, как ты мог подумать, что что-то могло быть перед Единым, который является Абсолютной Истиной, Вездесущим, Бесконечным – Первым, Последним, Проявляющимся, Скрытым?» — воскликнул ребенок.

Чужеземец не ожидал получить такой прямой ответ, который он был не в силах опровергнуть. Тогда он задал свой второй вопрос: «Скажи мне, в каком направлении смотрит Аллах»?

«Принеси свечу, зажги ее, – ответил мальчик, — и скажи, в каком направлении смотрит ее свет».
«Но свет пламени свечи смотрит во все стороны: на север, юг, запад, восток... Он не смотрит в каком-либо одном направлении», – изумился мужчина.

Услыхав это, малец воскликнул: «Если физический свет распространяется во все четыре стороны, и ты не можешь ответить, в каком конкретно направлении он смотрит, чего же ты ожидаешь от Аллаха – Света Небес и Земли? Свет над Светом, Аллах смотрит во всех направлениях во все времена».

Византиец не мог поверить своим глазам: перед ним маленький мальчик, отвечающий на его вопросы так, что ему нечего сказать ему в опровержение... Отчаявшись, он было приготовился задать ему последний вопрос, но юнец опередил его.

«Подожди! – предложил он. — Ты тот, кто задает вопросы, а я тот, кто на них отвечает. Было бы справедливо, если бы ты стал там, где я стою, а я бы стал на то место, где сейчас стоишь ты, чтобы ответы были слышны так же хорошо, как и вопросы». Это показалось чужестранцу убедительным, и он спустился с трибуны, на которой стоял, а мальчик взошел на нее.

Тогда мужчина повторил свой последний вопрос: «Скажи мне, что Аллах делает сейчас?». Мальчик гордо ответил: «Сейчас, когда Аллах обнаружил на этой высокой трибуне лжеца и насмешника над Исламом, он заставил его спуститься, унизив его перед всеми. Что же касается того, кто верит в Единство Аллаха, он приподнял его и вложил истину в его уста. Всемогущий Аллах говорит: «А Он каждый день занят делом» (Священный Коран, сура «Ар-Рахман», 29).

И византийцу ничего не оставалось делать, как поверженному и униженному возвратиться в родной город. Мальчик же вырос и стал одним из самых выдающихся ученых Ислама.

Всемогущий Аллах благословил его особой мудростью и глубоким пониманием религии. Ребенка звали Абу Ханифа (да будет Аллах доволен им). Он также стал известен, как Имам Азам, великий наставник и исламский ученый. Пусть же Аллах ниспошлет хоть частицу такой мудрости на наших детей-мусульман, подрастающих сегодня.

0

2

Пророк Мухаммед (صلى الله عليه وسلم) сказал: "Девочки - это милосердные и благословенные создания. Тому, у кого есть одна дочь, Всевышний Аллаh сделает ее преградой от огня Ада. Тот, у кого есть две дочери, из-за них он войдет в Рай. С того, у кого есть три дочери или младшие сестры, которые ему как дочери, которых он кормит и опекает, спадает с него закят и джихад".
..передал Ад-Дайлами, от Анаса Ибн Малика.

Пророк Мухаммед (صلى الله عليه وسلم) сказал: "У кого есть три дочери, и он дает им приют, относится к ним милосердно, и опекает их, то непременно Рай станет для него обязательным". И сказали ему: "О Посланник Аллаха, а две?" Он сказал: "Даже если будет две". И подумали некоторые люди, что если бы они спросили: "А одна?" То он сказал бы: "И одна"
..передал его Ахмад, и назвали достоверным: шейх Альбани, шейх Арнаут, и другие ученые.

Пророк Мухаммед (صلى الله عليه وسلم) сказал: "Дети - эти Райские бабочки"

0


Вы здесь » Все о ВОСТОКЕ » Ислам. » Дети в Исламе.