Все о ВОСТОКЕ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Все о ВОСТОКЕ » Таджикистан » Пенджикент.


Пенджикент.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Пенджике́нт (согд. pncyknδh, тадж. Панҷакент, диал. Панҷакат, перс. پنجيكند‎ — "Пятиградье") — административный центр Пенджикентского района Согдийской области Республики Таджикистан.

Расположен в долине реки Зарафшан восточнее города Самарканда, на высоте 900 метров над уровнем моря. Город богат своими достопримечательностями, архитектурными памятниками, прекрасной зоной отдыха на берегу реки Зарафшан.

Название города Пенджикент, расположенного в Ходжентской области Таджикистана, в живописной долине реки Зеравшан, переводится как «пять поселков» или "пятиградье". Вполне вероятно, что именно с пяти поселений начиналась история этого замечательного города, уходящая корнями в V - V III вв. нашей эры. Тогда Пенджикент являлся одним из самых важных культурных и ремесленных центров Согда. Его даже называли «Среднеазиатскими Помпеями». Это был великолепно укрепленный, благоустроенный город с дворцом правителя, двумя храмами, рынками, богатыми жилищами горожан, украшенными многочисленными росписями, деревянной и глиняной скульптурой древних богов. Пенджикент был последним городом на пути из Самарканда в горы Кухистана. Это было очень выгодно, так как ни один караван, ни один человек, спускаясь с гор в Самарканд и возвращаясь обратно, не могли обойти Пенджикент.

Город был разрушен арабами в VIII в (решающее сражение произошло на горе Муг). Руины этого древнего города были случайно обнаружены только в прошлом веке. Сегодня туристы могут увидеть здесь руины жилых домов и административных зданий, цитадель с дворцом, дом ремесленников, церковь огнепоклонников.

На террасе второго уровня на левом берегу реки вблизи от центра современного города, расположено городище V—VIII вв. н. э. Продолжающиеся без перерыва уже 60 лет раскопки городища (последние тридцать лет под руководством Б. И. Маршака) раскрыли структуру богатого согдийского города эпохи раннего Средневековья, открыли замечательные настенные росписи согдийских мастеров.

К западу от Пенджикента расположено большое поселение Саразм, обживавшееся в четвертом-втором тысячелетиях до н. э. и демонстрирующее тесные культурные связи с ранними цивилизациями Ближнего Востока.Найденные останки от саразма говорят о том что этот городище был цент культуры Азии и народа Согда.

Архитектурный памятник XII—XIV вв. мавзолей Мухаммада Башоро находится на расстоянии 37 км от города в одном из прекрасных ущелий северных предгорий Зарафшанского хребта. Мавзолей Мухаммада Башоро один из известных памятников таджикского зодчества.

В 60 км в восточной части Пенджикента Зарафшанской долины находится небольшое селение Панджруд. Это родина основоположника таджикско-персидской литературы, певца и музыканта Абу Абдулло Джафар ибн Мухаммада Рудаки Зарафшанская долина, где расположен среди высоких гор Памиро-Алайской системы.

Во времена Бухарского эмирата был центром Пенджикентского бекства.

http://s019.radikal.ru/i619/1205/1c/2b96c5707f13.jpg

0

2

Достопримечательности Пенджикента

На окраине Пенджикента сохранился «кусочек» прошлого: древнее городище со средневековой цитаделью, окруженной жилыми и общественными зданиями, в некоторых из которых сохранились настенные росписи. Недалеко стоит некрополь. Найденные при раскопках глиняные и деревянные скульптуры хранятся в историко-краеведческом музее им. Рудаки.
На месте раскопок был создан музей-заповедник.
Недалеко от Пенджикента, на горе Муг, найден архив документов пенджикентского правителя, написанных на согдийском языке. Расшифровка этих документов позволяет судить о социальной, экономической и политической жизни населения Средней Азии в VIII в.

Городище древнего Пенджикента
На окраине современного Пенджикента взору туриста открывается настоящая картина из прошлого: средневековая цитадель, окруженная жилыми зданиями с настенными росписями, недалеко от центра городища стоит некрополь.
Местные жители зовут это место «Кайнар», по названию расположенного рядом источника.
В 1946 году здесь начались археологические раскопки. В результате были обнаружены стоящая отдельно на холме цитадель с дворцом Диваштича (последнего правителя Пенджикента), два храма с обширными дворами, улицы, лавки, мастерские, базары, крепостные стены, многокомнатные двух- и даже трёхэтажные жилища, самые богатые из которых были украшены настенной живописью и деревянной скульптурой.
Но больше всего прославилось городище древнего Пенджикента живописными и красочными стенными росписями, сохранившимися, несмотря на более чем 1300-летнее нахождение в завалах.

Сюжеты древних пенджикентских художников разнообразны. Культовые - олицетворение небесных светил (солнце, луна, другие планеты солнечной системы), отражение культов предков, водной стихии (реки Зеравшан), индуистских божеств (Шива).
Жанровые - отображают батальные сцены, сцены пиршества, охоты, спортивного единоборства, игры на музыкальных инструментах и в нарды, танцев, распределения урожая.
Также найдены остатки резного дерева и глиняной монументальной скульптуры, оставшейся от развалин храмовых зданий. Искусство древнего Пенджикента, наряду с чертами византийского, индийского, персидского, обладало своим особым оригинальным стилем.

http://s019.radikal.ru/i620/1205/f6/b1be82c38741.jpg

Поселение Саразм
Саразм, что означает "начало земли", - это древнейшее поселение оседлых народов Центральной Азии, живших с четвертого тысячелетия до конца третьего тысячелетия до нашей эры. Саразм – поселение IV - II тысячелетий до н.э., близ Пенджикента, с сохранившимися храмами огня, общественными и жилыми строениями, культовыми и дворцовыми сооружениями. Здесь также найдено множество изделий из меди, бронзы, свинца, серебра и золота, оружия, украшений, относящихся к IV–II тысячелетиям до нашей эры.
Поселение представляет собой вытянутую с запада на восток возвышенность на левом берегу реки Зеравшан. Общая площадь поселения превышает 100 га .
Саразм был центром древнего рудопроизводства. Саразмцы, нашедшие в долине реки Зеравшан золото и серебро, «экспортировали» его в страны Среднего и Ближнего Востока и Западной Индии.
Кроме того, Саразм был одним из крупнейших центров металлургии в Центральной Азии. Здесь были обнаружены фрагменты литейных форм, плавильные горны, массивные песты и молоты для дробления руды, металлические изделия в виде топоров, кинжалов, ножей, копий, булавок, рыболовных крючков, украшений.
При раскопках в Саразме был обнаружен дворцовый комплекс (площадь более 250 кв. м ). Сюда входили большой коридор, прихожая, два–три зала и нескольких вспомогательных сооружений. Все строения связаны между собой широкими проходами. В одной из стен комплекса имеются окошки для освещения и вентиляции. А наличие круглых алтарей в центре двух залов дает повод думать, что он был не просто дворцом, но и местом для совершения культовых обрядов.

http://s019.radikal.ru/i629/1205/36/c7e8d46498ea.jpg

Мавзолей Рудаки
Мавзолей поэта, родоначальника классической таджикской поэзии Абу-Абдулло Рудаки, известного на весь мир, был построен в… 1958 году. Этот исторический парадокс связан с тем, что до конца не была изучена биография великого деятеля, и, соответственно, не прослежено место его захоронения.

Известно лишь, что Рудакий, живший в конце IX – начале X веков (правление Саманидов), последние дни своей жизни провёл в бедности и умер в 941 году в своём родном селении Панджруд, недалеко от города Пенджикента. Сохранились сведения, что поэт умер слепым.

Пролить свет на многие вопросы из жизни Рудаки помогла кропотливая работа известного таджикского писателя Садриддина Айни. Досконально изучив, возможные исторические рукописи, сумел установить место захоронения великого поэта, а известный скульптор- антрополог Михаил Герасимов смог восстановить его облик по останкам.
В 1956 году, в год 1100-летия со дня рождения Рудаки была вскрыта могила в кишлаке Панджруд – предполагаемом месте захоронения поэта. В погребении были обнаружены кости скелета, тщательное исследование которых показало, что они принадлежат мужчине, который скончался в возрасте около 85-87 лет. В склепе также были найдены предметы, относящиеся к тому времени, когда жил поэт. Был обнаружен еще ряд признаков, которые позволили учёным сделать вывод о том, что найденные останки действительно принадлежат Рудаки.

http://i031.radikal.ru/1205/74/1c6474a78a24.jpg

Мавзолей Мухаммада Башоро (XI-ХI V вв.)

В живописном горном селении Мазори Шариф, среди арчовых рощ, находится мавзолей Мухаммада Башоро - знатока хадисов (сказания о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников). Первоначально здание было построено без портала. Он был пристроен в XIV веке. Причем, отличался особой красотой: изящный и благородный по пропорциям, декорированный резной терракотой уникальной красоты и сложности. Портал двухцветный – розовые узоры терракоты обрамляет двойная рамка из бирюзовых глазурованных кирпичей – и имеет точную датировку, сохранившуюся среди надписей (743 год Хиджры, что соответствует 1342-1343 годам).
В центре здания размещается просторный купольный зал, слева и справа от которого расположен ряд сводчатых помещений. Главный фасад мавзолея обращён к горной речке, откуда к нему ведёт единственная дорога.
В центре зала возвышается глинянный михраб с изящными орнаментальными и каллиграфическими надписями.
Наличие михраба (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу – главную святыню ислама), указывает на то, что, возможно, здание сначала не было мавзолеем, а просто мечетью. И это не единственная загадка мавзолея Мухаммада Башоро. До сих пор не доказано действительно ли здесь захоронен прах этого религиозного деятеля.

http://s019.radikal.ru/i617/1205/e4/55c53af5b66d.jpg

Архитектурный комплекс Хазрати-Бобо

В некотором отдалении от Пенджикента, но в пределах Согдийского района, расположен архитектурный комплекс Хазрати-Бобо (кишлак Чорку, г. Исфара). Отсюда еще одно название комплекса - «Мавзолей Чорку».
В комплекс входят культовые сооружения, разные по времени постройки, но объединенные одной особенностью: все они размещёны фасадом на север. Главным считается мавзолей некоего святого, которого местное население называет по-разному «Хаст-и-Подшох», «Хаст-и-Амир», «Амир Хамза Сохибкирон» (Сохибкирон – означает «Господин счастливого сочетания звёзд»). По местной легенде мавзолей был возведен за одну ночь, и в нем якобы погребён святой Хазрати-Бобо, легендарный герой, полководец и царь Амир Хамза Сохибкирон (Амир Хамза Хасти Подшох).
Весь комплекс представляет собой уникальный памятник средневековой архитектуры и состоит из двух типов построек. Первичное здание - X–XII веков – деревянный мавзолей (мазар), с айваном (навесом) на резных колоннах, украшенных куфическим надписями и орнаментальной резьбой. Всего резных деревянных колонн, поддерживающих постройку – семь. Они уникальной формы, высотой около 2,5 м . Каждая колонна выполнена из цельного ствола дерева и покрыта орнаментом. Орнамент на всех деревянных деталях разнообразен по характеру – это растительные, геометрические, зооморфные фигуры и узоры. Причем, деревянные носители украшены совершенно непонятными животными, напоминающими птиц, змей, рыб одновременно. Возможно, это связано с религиозными верованиями древних таджиков о переселении душ.
В мазар ведут две входные двери: одна – с севера, над ней каллиграфически вписаны изречения из Корана, а также дата ремонта – 1321 год Хиджры (1903–1904 годы). Дверь была заложена декоративной решёткой, за которой верующие должны были выполнять соответствующие обряды. Другая дверь, ведущая с юго-запада, была предназначена для шейха. В центре помещения расположена могила «святого».
Второй тип построек «Хазрати-Бобо» - более поздний. Комната с четырехколонным айваном (слева от мазара) датируется XVIII–XIX веком. Стены и потолок также расписаны и отделаны декором. Это место, судя по всему, служило ночлегом паломникам. Также здесь совершались некоторые обряды, например – худои (жертвоприношение). Во дворе комплекса также находится деревянный минарет в виде трёхъярусной башни. Комплекс зданий окружён глинобитным забором. По словам старейших жителей, когда–то двор мазара являлся кладбищем. Но в середине XX века почти все могилы были сравнены с землей, так как прихожане, посещавшие мечеть, нередко проваливались в кладбищенские ямы.

http://s018.radikal.ru/i520/1205/59/19a6d166514b.jpg

0


Вы здесь » Все о ВОСТОКЕ » Таджикистан » Пенджикент.