Все о ВОСТОКЕ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Все о ВОСТОКЕ » Таджикистан » Худжанд (Ходжент).


Худжанд (Ходжент).

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Худжанд, наравне с такими городами как Бухара и Самарканд - один из известнейших центров цивилизации, науки и культуры Центральной Азии: город, который с древнейших времен привлекал внимание гостеприимством своих жителей, талантливых ремесленников и умельцев.

Худжа́нд (тадж. Хуҷанд, перс. خجند‎, согд. kwc'nth, др.-греч. Ἀλεξάνδρεια Ἐσχάτη) — город на севере Таджикистана, административный центр Согдийской области.
Худжанд — столица северного Таджикистана и второй по величине город в стране.
Худжанд — второй по населению город Таджикистана после Душанбе. Население — 163 тыс. жителей (2010), и приблизительно 165 тыс. жителей (2011г.)
Один из древнейших городов Центральной Азии. Второй по размеру город Таджикистана, важный транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны.
Аэропорт, железнодорожная станция Худжанд (11 км от центра Худжанда, в городе Гафуров).

Современное русское название города — Худжанд, иногда транслитерируется как Ходжент, Худжандт.
Со времён Российской империи и до 1936 года персидское название города — перс. خجند‎, по-русски было принято передавать как Ходжент.
С 10 января 1936 года по 26 февраля 1991 года город носил имя Ленинабад (в честь В. И. Ленина (Ульянова)), при этом в исторической литературе название города для периода до 1936 года сохранялось написание Ходжент, также это написание в официальной практике продолжало использоваться в названии Ходжентского района Таджикской ССР.
Постановлением Верховного Совета Таджикской ССР № 246 от 26 февраля 1991 года городу возвращено историческое название.

Город обслуживают автобусные маршруты, 3 троллейбусных маршрута (в 1994 троллейбусных маршрутов было 11) и маршрутные таксомоторы.

Климат и география
Худжанд расположен на берегах Сырдарьи, ниже Кайраккумского водохранилища, в 35 выше узбекистанского Бекабада. Является частью Ферганской долины, между отрогами Туркестанского хребта на юге и горами Моголтау на севере.
Город расположен в 200 км к северо-востоку от Душанбе (по дороге — 341 км).

Цитата из Санкт-Петербургских ведомостей, 1868 (№ 215, 219):
«…Ходжент расположен на берегу отличной многоводной Сырдарьи и со всех сторон окружен горами, по скатам которых зеленеют роскошные сады, а все это вместе — вода, горы и растительность летом, при здешней жаре и засухах, дает воздуху благоприятную свежесть и чистоту, зимой же умеренность. …Ходжент весь окружен великолепными садами, которых здесь больше, чем в других местностях области. Все эти сады фруктовые, плоды растут здесь в удивительном изобилии и ими снабжаются окрестные города…»

На формирование климата Таджикистана, в том числе и Худжанда большое влияние оказывают те же воздушные массы, которые вторгаются на территорию Средней Азии и определяют характер и смену погоды. Выпадение осадков в районе Худжанда и по всей территории Ферганской долины в основном связано с циклонической деятельностью и характером подстилающей поверхности.

Главную роль в выпадении осадков играют южно-каспийский, мургабский и верхнеамударьинский циклоны, а также массы холодного воздуха, передвигающиеся с запада, северо-запада и севера. Достигая фронтальной поверхности гор, пришедшие воздушные массы поднимаются по этой поверхности, охлаждаются и получают дополнительный эффект для образования облаков и выпадения осадков. Все эти воздушные массы вторгаются в пределы Ферганской долины с запада и юго-запада, но на своем пути они сталкиваются с западными и юго-западными склонами горных хребтов Северного Таджикистана и они получают больше осадков, чем подветренные склоны, межгорные долины и котловины. Так, на наветренных склонах Зеравшанского, Туркестанского и Кураминского хребтов количество осадков за год составляет более 400—800 мм. Это подтверждается тем, что в зимний период в этих горных районах образуется глубокий снежный покров, с чем связан сход лавин в весенний период. По мере движения вглубь горной страны эти воздушные массы достигают внутренних территорий, сильно обедненных влагой, вследствие чего межгорные долины и глубокие котловины получают очень мало осадков. В Худжанде годовое количество осадков выпадает: в холодный период года 87 мм, а наибольшее их количество — март и апрель месяцы (25-27 мм); наименьшее в летние месяцы (9-11 мм, авг.).

Как правило, осадки в виде снега выпадают только при отрицательных температурах. В районе Худжанда устойчивый снежный покров отсутствует в 20 % зимы, а в 3-10 % зимы не образуется совсем. Здесь высота снежного покрова только в феврале в среднем достигает 1-3 см, а в остальное время года отсутствует. Наибольшая декадная высота снежного покрова отмечалась в третьей декаде февраля — 47 см. Средняя дата появления снежного покрова приходится на 15 декабря, а самая ранняя на 31 октября. Число дней со снежным покровом ровно 21.

http://s019.radikal.ru/i636/1205/34/11ae519dd3d7.jpg

http://s019.radikal.ru/i630/1205/02/d922c107aa04.jpg

http://s019.radikal.ru/i623/1205/03/d3da30e5f02d.jpg

http://s019.radikal.ru/i632/1205/32/0ea750efb583.jpg

0

2

История

в Древности

История города уходит в глубокую древность. Город существовал ещё при династии Ахеменидов. Город основан во времена Каянидского царя Кайкубода, а расцвел и стал еще краше при правлении царя Дария. Войска Александра Македонского, захватив город, укрепили его, назвав Александрия Эсхата (Александрия Крайняя) (греч. Ἀλεξάνδρεια Ἐσχάτη). По мнению историков, легендарный город Александр-Эсхата (Александрия Крайняя) был построен Александром Македонским на месте нынешнего Худжанда (V в. до н. э.) и вошел в историю как город высокой культуры, важный торговый и ремесленный центр. Это во многом объясняется его выгодным расположением. Худжанд стоит при въезде в плодородную Ферганскую долину. Благодаря чему был одним из главных центров Великого шелкового пути и наслаждался процветанием и богатством. Один из старинных городов Центральной Азии. Как Худжанд известен с VII века. Средневековые историки, географы и путешественники упоминают о Худжанде, как о городе великодушных, щедрых людей, с развитыми наукой и ремеслами, плодородными нивами и садами, и относят его к пятому, наилучшему климату. По свидетельствам ученых и историков, с древних времен в горах вокруг Худжанда добывали золото, серебро, медь, ртуть, олово и другие ценные металлы.
Городские нивы и сады орошались водами двух рек – Сайхуна (Сыр-Дарьи) и Бахоргона. Авторы “Худуд-ул-олам”, “Сурат-ул-арз”, “Муджам-ул-булдон”, “Форснома”, “Таърихи Систон”, “Таърихи джахонкушо”, “Нузхат-ул-кулуб” и других книг, отдавая должное красотам города и качествам его жителей, упоминают отменные гранаты, абрикосы, рис и шелк.

В VIII в. город захватили арабы. В 1219—1220 годах город оказывал ожесточённое сопротивление войскам Чингисхана, но был разрушен.

С древнейших времен Худжанд, находясь на перекрестке торговых путей Востока, на Великом шёлковом пути, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Мавераннахра.

Худжанд был родиной известных астрономов, математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди — основатель местной астрономической школы. «Соловьем Худжанда» называли в XIV веке Камол Худжанди — автора знаменитых газелей. Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкант и танцовщица Махасти. В XIX веке в Худжанде вели активную просветительную работу такие деятели культуры, как Тошходжа Асири, Содирхон Хафиз, Ходжи Юсуф. Худжанд знаменит своими великими сынами - известнейшим астрономом и математиком Абдумахмудом Худжанди (Х в.), поэтами и литераторами Собитом и Садриддином Худжанди (ХI в.), Махасти Худжанди (ХII в.), Зиеуддином Худжанди (ХIII в.), Камолом Худжанди (ХIV в.), религиозным деятелем шейхом Бадеуддином Нури, известным как шейх Муслихиддин (ХII в.) и десятками других представителей науки, культуры и искусства. Город по праву гордится своим национальным героем Темурмаликом - символом твердого духа и несгибаемой воли худжандцев.

Особым уважением и почитанием на Востоке пользовались представители династии Оли Худжамд - выходцы из Худжанда, которые неизменно занимали высокие государственные посты, деятели этой династии своим умом и знаниями, благородством и дальновидностью вызывали глубокий отклик в сердцах людей.

Город Худжанд находился в центре Великого Шелкового Пути и поэтому имел постоянную связь с мировой цивилизацией, развивался экономически и духовно. Купцы Худжанда вывозили в другие государства лучшие изделия местных ремесленников, а возвращались оттуда обогащенные достижениями науки и цивилизации почти со всего мира. После возникновения книгопечатания, одним из первых Ходжи Сиддикходжа Худжанди начал издавать книги.

В составе Российской империи
24 мая 1866 года город был занят русской армией и вошел в состав Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Вхождение в состав империи центра густонаселенной, имевшей богатые экономические ресурсы округи, важнейшего узла дорог между Ферганской долиной, Ташкентским оазисом и Зеравшанской долиной, крупного торгового пункта, открыло новые возможности для развития Худжанда.
Город являлся административным центром Ходжентского уезда Самаркандской области. В X IX в. после российского вторжения Худжанд стал центром уезда, где быстрыми темпами начала развиваться промышленность. Сюда была проведена железная дорога. Город стал центром культурной жизни. Отсюда родом были многие известные представители таджикской интеллигенции. В городе построено 20 крупных предприятий, вузы, культурные учреждения.
В июле 1916 году в городе началось среднеазиатское восстание.

При советской власти
В начале 1918 года в городе была установлена Советская власть, 2 октября 1929 года он был включён в состав Таджикской ССР.
В 1941 г. в Ленинабаде размещался Таджикский сельскохозяйственный институт, который являлся вузом Наркомзема СССР и имел почтовый адрес: город Ленинабад, Красная улица, дом № 25.
В послевоенный период Ленинабад превратился в крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной и зарубежной техникой, в городе действовал шёлкокомбинат — одно из крупнейших предприятий республики. В 1991 году десятки предприятий Худжанда производили за сутки столько же промышленной продукции, сколько во всем дореволюционном Таджикистане за год. Ткани шелкокомбината отправлялись в 450 городов СССР и в зарубежные страны.

Начиная с 60-х годов Ленинабад активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через неё два моста.
В 1970 году в Ленинабаде было пущено троллейбусное движение.
За годы Советской власти коренные преобразования произошли в области здравоохранения. К 1991 году в Худжанде насчитывалось 40 лечебных и профилактических учреждений, в которых работало около 2,5 тыс. врачей и специалистов с высшим и средним мед. образованием.
Крупные изменения произошли в области народного образования. В 1991 в Худжанде действовали 30 школ, в которых обучались около 30 тысяч учащихся.
В 1986 году город отметил юбилей — 2500-летие со времени основания. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР город был награждён орденом Дружбы народов.

Независимый Таджикистан
Состоявшая в селе Арбоб в 10 км от Худжанда в ноябре 1992 года XVI сессия Верховного Совета, восстановила конституционный строй в республике и избрала председателем Верховного Совета Э. Ш. Рахмонова.

Так уж определилось, что Худжанд играл видную роль в развитии целого края и немалых успехов добился в индустриальные десятилетия ХIХ и ХХ веков. Памятуя об этом, худжандцы в движении вперед используют и этот опыт, черпают все полезное для себя, что накоплено опытом человеческим.

0

3

Достопримечательности Ходжента

Худжанд привлекает внимание туристов многочисленными памятниками старины. Здесь сохранились средневековые цитадели и мечети. Самая известная мечеть и мавзолей шейха Муслехеддина ( XVII - XVIII в.в.), православная церковь Марии Магдалины — самый древний на территории Таджикистана православный храм, построенный в 1884 году на средства московского купца Хлудова. Памятник уроженцу города поэту Камолу Худжанди.
О прошлом города красноречиво рассказывает историко-краеведческий археологический музей. Недалеко от города расположено знаменитое Кайракумское водохранилище. Это наиболее посещаемое туристами место. Здесь очень красивый ландшафт, мягкий климат, живописный пейзаж. В чистых прозрачных водах озера можно не только искупаться, но и прокатиться на катере, порыбачить.
Худжанд – один из центров горного туризма. Альпинисты давно облюбовали для себя район Ак-Су, расположенный в близи Худжанда. Этот горный массив отличается красотой дикой природы и высоченными скалами. Высота их часто превышает 5000 метров (Ак-Су - 5355 м , Блок - 5239 м ).

Мавзолей Шейха Муслихиддина
Мечеть Масджиди Джами. Этот крупный мемориальный ансамбль, находящийся в исторической части города, расположен на западной стороне площади Панджшанбе, фасад здания обращён на ул. Шарк, воздвигнут на могиле Муслихиддина Худжанди - правителя города Ходжента, поэта, жившего в XII веке. Предания гласят, что шейх Муслихиддин был святым чудотворцем. Сначала он был похоронен в селении Унджи (пригород Ходжента), но его почитатели перенесли прах шейха в город и воздвигли на этом месте мавзолей. Это было в XII веке. Тогда мавзолей являл собой небольшую погребальную камеру из жженого кирпича, украшенную терракотой. Эта усыпальница была разрушена в период монгольского нашествия.
В XIV веке мавзолей отстроили вновь, но при этом слегка изменили планировку. Теперь он стал состоять из двух помещений. И это здание, увы, тоже было вскоре разрушено.
В XVI веке на останках старого мавзолея было построено новое здание. Оно конструктивно отличалось от прежних строений и стало не просто местом захоронениея, а сооружением, в котором совершались молитвы и ритуальные обряды. Мечеть построена в 1512—1513 годах. Многоколонный (30 колонн) айван примыкает к восточной стене зимнего зала, также многоколонного (20 колонн), и входит во внутренний двор мечети. На улицу Шарк обращена протяжённая южная стена мечети без каких-либо проёмов. Только справа на краю стены, находится входное устройство дарвоза-хона с глубоким пештаком — порталом. Расположение колонн в мечети подчинено модульной сетке: на айване повторяются шесть рядов по четыре колонны (30 модульных квадратов), а в зимнем помещении — пять рядов колонн по четыре. Две средние колонны по северному фасаду айвана отделаны резьбой на всю высоту и несут повышенную часть архитрава с массивными наборными сталактитами, сохранившими остатки росписи. При входе и над михрабом три дощатых квадрата потолка расписаны, но краски сильно потемнели и частью осыпались. Стены покрыты хорошим резным декором, по преимуществу геометрических мотивов. Обе двери зимнего зала отличаются тонкой изящной резьбой. Конструктивно здание каркасное с сырцовым заполнением и последующей штукатуркой ганчевым раствором. Промежутки между каркасом использованы для устройства ниш при и михраба как в зимнем зале, так и на айване. Кровля мечети плоская земляная с глино-саманной обмазкой. Фундамент, на котором стоят стены здания, выложен из жжёного кирпича. Внутренний двор мечети с востока и частично севера ограничен одноэтажными худжрами. В северо-восточной части двора высится минарет с традиционным фонарем, оформленным арочными проемами, откуда открывается прекрасная панорама города. Входной портал, обращённый на ул. Шарк, отличается изразцовой облицовкой и резными ганчевыми панно по фасаду. Высокий портал представляет лишь лицевую декоративную стенку из жжёного кирпича, дополненную с северной стороны сырцовыми постройками в два этажа с деревянным айваном наверху. Резные ворота портала выполнены в 1513—1514 годы. В декоративной отделке мечети принимали участие мулла Мансур (роспись), усто Шамсидцин (резьба по ганчу) и др. Мечеть, в целом, имеет удивительно гармоничный образ и представляет собой великолепный образец синтеза декоративного искусства и строительной культуры Худжанда.

Сегодня Мавзолей Шейха Муслихиддина - архитектурный ансамбль, состоящий из соборной мечети, минарета XIX века (высота свыше 20 м ) и древних захоронений, главное из которых мавзолей шейха Муслихиддина.
Нынешний мавзолей двухэтажный, с входом-порталом, широким куполом. В центре находится зиёратхона (зал поминовения) и усыпальница-гурхона под куполом. В центре помещения - деревянное надгробие – сагона, покрытое тонкой геометрической резьбой с растительным орнаментом и инкрустациями.  Мечеть-мавзолей, имеет удивительно гармоничный образ и представляет собой великолепный образец синтеза декоративного искусства и строительной культуры Худжанда.

http://s019.radikal.ru/i605/1205/f4/647dc039dacd.jpg

Худжандская крепость
Средневековый Худжанд состоял из трех основных частей: цитадель, шахристан и рабад. Цитадель располагалась на берегу Сырдарьи у ворот рабада. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.

Составная часть фортификационной системы города. Основана в VI—V вв. до н. э. Согласно данным, полученным Северо-Таджикской археологической комплексной экспедицией (СТАКЭ), Худжандская крепость сначала была окружена насыпным валом, позднее стеной значительной толщины из сырца. Город и цитадель — составные части античного Худжанда, имели отдельные крепостные стены, окруженные широким и глубоким рвом, наполненным водой. Остатки этих укреплений обнаружены под центральной частью левобережного Худжанда и окружают территорию древнего города площадью 20 га.

С развитием экономики, торговли, системы правления и численности населения город разрастается. В VI—VII века строится новая крепость. Средневековый Худжанд состоял из трех основных частей: цитадель, шахристан и рабад. Цитадель располагалась на берегу Сырдарьи у ворот рабада. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.

Во время нашествия Чингисхана (1219—1220 гг.) для осады города было направлено 25-тысячное войско с 50 тыс. среднеазиатских пленников. Героическая оборона Худжандской крепости и расположенного недалеко от него острова на Сырдарье под руководством Тимурмалика составляет одну из ярких страниц в истории освободительной борьбы таджикского народа. В результате монгольского нашествия Худжандская крепость была разрушена. По сообщению историка Хофиза Абру, в начале XV века крепость лежала в руинах. По сведениям Захириддина Бабура уже в конце XV века крепость была восстановлена и являлясь резиденцией местного правителя.

http://s019.radikal.ru/i614/1205/e0/673e8d3077ad.jpg

http://s019.radikal.ru/i601/1205/d4/8f91eda68175.jpg

на данный момент в крепости открыт Исторический Музей

http://s51.radikal.ru/i131/1205/1a/03853127cff3.jpg

http://s019.radikal.ru/i614/1205/5b/8548c7a2bc56.jpg

http://s011.radikal.ru/i318/1205/36/e234eaeed0e8.jpg

Памятник Камолу Худжанди

Установлен в 1996 году в честь 675-летия со дня рождения поэта. Расположен на площади Звезды Худжанда. На фоне изображены крылья, олицетворяющие святость человека и одновременно обозначающие крылья вдохновения поэзии. Лицо поэта обращено на место его рождения и в сторону захода солнца. Высота сидящей фигуры 3,5 м, крыльев 5,5 м. Площадь, занимаемая памятником, 1000 кв. м. Для того, чтобы создать образ сильного человека, духовно богатого, совершившего много путешествий, скульптура сознательно создана босой, так как существуют каноны скульптуры о красоте человеческого тела. Автор художник скульптор К. Н. Надыров. Аналогичный памятник того же автора установлен в 1997 году в Тебризе на месте захоронения поэта.

http://s019.radikal.ru/i610/1205/2d/fc93f697102d.jpg

Православная церковь Марии Магдалины — самый древний на территории Таджикистана православный храм, построенный в 1884 году на средства московского купца Хлудова.

http://s58.radikal.ru/i159/1205/3d/f0a62bfeddfb.jpg

0


Вы здесь » Все о ВОСТОКЕ » Таджикистан » Худжанд (Ходжент).