Все о ВОСТОКЕ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Все о ВОСТОКЕ » Таджикистан » Общие сведения.


Общие сведения.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Таджикиста́н (тадж. Тоҷикистон), официально Респу́блика Таджикиста́н (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон) — государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.

Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади государство Средней Азии. Граничит с Узбекистаном на западе и северо-западе, с Киргизией на севере, с Китаем на востоке, с Афганистаном — на юге. Столица — город Душанбе.

Таджикистан — единственное персоязычное государство в бывшей советской Средней Азии. Большинство населения Таджикистана исповедует ислам суннитского толка.

Таджикистан богат природными ресурсами, но так как 93 % территории республики занимают горы, их добыча затруднена слабо развитой инфраструктурой. Таджикистан расположен вдали от основных евразийских транспортных потоков. По объёму ВВП на душу населения республика занимает 43-е место в Азии (ниже — только Бангладеш, Непал и Афганистан).

Бедственное положение является следствием многих факторов: невыгодным экономико-географическим положением (удалённость от мировой транспортной инфраструктуры, высокогорное положение), тяжёлой социальной обстановкой (в стране после распада СССР произошла гражданская война), слабой развитостью таджикской экономики как таковой и слабой властью (в современных условиях Таджикистан обладает небольшим опытом государственности).

Этимология
Название «Таджикистан» (тадж. Тоҷикистон; перс. تاجیکستان‎) — Тоджикисто́н — «страна таджиков») происходит от самоназвания таджиков и суффикса «-истан / -стан». Название появилось в 1924 году в результате национально-территориального размежевания Средней Азии[3] и создания Таджикской АССР в составе Узбекской ССР (в 1929—1991 гг. — Таджикская ССР). | Предки таджиков называли свою страну «Aryānam Vaeja»[источник не указан 105 дней]. Название происходит от древнеиранского «aryanam» и авест. «airyanam» (на среднеперсидском — «Erān», на таджикском — «Эрон») и приблизительно означает «Страна Ариев». Предполагается, что в эпоху Ахеменидов (550—327 гг. до н. э.) понятие «Aryānam Vaeja» трансформировалось в «Aryānam Xšaθram» — «Государство Ариев».''' Арийские племена (арьи)''' — ''' Ариец (арья)''' — от авестийского слова «aria» и иранского «ariya» означает «благородный», «чистый». — название древних индоиранских племён, которые в начале II тысячелетия до н. э. отделились от индоевропейских племён и переселились в Центральную Азию («Айиряна Ваэджа»(авест. — арийский простор, страна). В конце II тыс. до н. э. часть индоиранских племён переселилась в земли современного Ирана и Северной Индии. В исторических источниках арийцы (арьи)"aria" упоминаются как предки народов государств Ариана, Туран, Древняя Бактрия, Согд, Хорезм, Персия, Мидия и Хорасан.

Со времен Ахеменидов название Иран (на таджикском — «Эрон»)закрепилось за государствами западно-иранских народов, создавших мощные централизованные империи. Erānšahr (Эроншаҳр) происходит от авестийского «Airyānam Xšaθram». Авестийский дифтонг «ai» трансформировался в среднеперсидский «е». Восточно-иранские народы, непосредственные предки таджиков, назвали свою землю Туран (на таджикском — «Турон»). Страна восточно-иранских народов — Туран — была политически раздроблена на четыре отдельных государства: Согд, Бактрия, Хорезм, Маргиана. Предками таджиков были также кочевые племена саков.

Условной границей между Ираном и Тураном в древние времена была сначала Сырдарья, а в более поздние времена Амударья.

История
Саманиды (892—999)
Саманиды (перс. سامانیان‎) — династия, правившая в Средней Азии и Иране в 819—999 гг.

Название получила от имени Саман-худата из селения Саман близ Балха. За помощь, оказанную при подавлении антиарабского восстания Рафи ибн Лейса (806—810), сыновья и внуки Самана получили в 819 году в управление все наиболее важные области Мавераннахра. В 892 году Исмаил Самани становится основателем (эмиром) Саманидского государства, объединившим земли предков таджиков Мавераннахра и Хорасана (Среднюю Азию, Афганистан, Восточный Иран) в единое централизованное государство.

Впоследствии Саманидским эмирам подчинялся и Хорасан, подконтрольный Аббасидскому халифату. Вскоре Саманидам удалось установить полную независимость от Багдада (875—999 гг.). Государство Саманидов перестало существовать в 999/1005 г. в результате нашествия тюркоязычных племен Караханидского и Газневидского государств.

Гуриды (1148—1215)
Гуриды (перс. غوریان‎) — суннитская династия таджикского происхождения, правившая в Афганистане, Иране и Пакистане в 1148—1215 годах. Правяшая династия происходила из рода Сури, от имени Сури ибн Мухаммада, вождя племени Гур в местности Мандеш. Центром государства была земля Гур (отсюда название). Основателем династии является Изз уд-Дин Хусайн ибн Сам, мир хаджиб двора Газневидов. В 1150 году Гуриды во главе с Алауддином Хусейном (Джахансузом), основателем государства Гуридов, разгромили Газневидов, захватили Газни и весь Хорасан. Столицей государства стал город Газни. С 1186—1187 гг начинается завоевание Северной Индии гуридами. Ещё одной столицей государства Гуридов в Индии становится город Лахор. Гуриды положили начало Делийскому султанату. В начале XII века Государство Гуридов в результате внутренних распрей была политически раздроблена и завоевана государством Хорезмшахов.

Таджикская ССР
В 1924 году Таджикистан вошёл в состав СССР в качестве автономной республики в составе Узбекской ССР. Город Душанбе стал её столицей. Душанбе образовался в 1924 году в результате слияния трёх селений: Сари-Осиё, Шохмансур и Душанбе.

16 октября 1929 года была образована Таджикская ССР, которая 5 декабря того же года вошла в состав СССР на правах союзной республики. Инициатором самостоятельной республики Таджикская ССР, был великий политический деятель Шириншо Шотемур.

В 1930-е годы и во время Второй мировой войны в стране проводилась плановая индустриализация, которая сопровождалась перестройкой национальной экономики и притоком квалифицированной рабочей силы из России и других республик СССР.

С 1946 по 1956 год 1-м секретарём ЦК КП Таджикиской ССР был политик и учёный-историк Б. Гафуров.

В середине 1950-х верх в руководстве Таджикской ССР взяли выходцы из Ленинабада, что имело свои последствия (все последующие руководители ЦК КП ТССР Ульджабаев, Расулов, Набиев, Махкамов были родом или работали ранее в Ленинабадской области). Для 1970-х и 80-х годов был также характерен кадровый застой (Расулов находился на своём посту 21 год).

Главной специализацией Таджикской ССР была хлопковая промышленность. Между тем, в 60-70-е годы были созданы новые отрасли экономики — машиностроительная, текстильная, электротехническая, химическая промышленность, а также гидроэнергетика.

В 1991 году Таджикская ССР в результате распада СССР стала независимым государством.

Независимый Таджикистан
9 сентября 1991 г. — принятие на сессии Шурои Оли РТ Заявления и Постановления «О государственной независимости Республики Таджикистан». 9 сентября объявлен в республике как праздник «День Государственной независимости Республики Таджикистан».
Республика Таджикистан является членом Содружества Независимых Государств (21 декабря 1991 г.).

Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (26 февраля 1992 г.)и Организации Объединённых Наций (2 марта 1992 г.).
5 мая 1992 — 27 июня 1997 гг. — годы гражданской войны в Таджикистане. Ущерб, нанесенный народному хозяйству республики в годы войны, составил более 10 миллиардов долларов.
В мае 1992 г. после попытки переворота в Душанбе, которую предприняли сторонники национально-демократической оппозиции, представители оппозиции были введены в «Правительство национального примирения». Противостояние между бывшей коммунистической элитой и национально-демократическими и исламскими силами перешло из политической сферы в этническо-клановую. В июне 1992г в южных районах Таджикистана вспыхнули вооружённые столкновения между сторонниками и противниками Набиева. Так в стране началась гражданская война. 31 августа сторонники оппозиции захватили резиденцию президента и заложников (Президент Р. Набиев скрылся в здании Комитета национальной безопасности). В этот период сторонниками правительства РТ был создан Народный фронт Таджикистана — военно-политическая организация, провозгласившая своей целью восстановление «конституционного порядка». 27 сентября 1992 Народный фронт занял захваченный ранее исламистами Курган-Тюбе, а затем прилегающий к нему регион. Некоторую ограниченную политическую поддержку Народный фронт получил со стороны Узбекистана. Россия негласно оказывала содействие Народному фронту Таджикистана.
24 октября 1992 года — первая попытка занять Душанбе вооруженными формированиями Народного фронта закончилось неудачей, в городе погибли и были ранены сотни человек. Потерпев неудачу они взорвали единственную железнодорожную дорогу соединяющую главную магистраль с центральными районами страны, в Душанбе и районах восточного региона нависла угроза голода.
Осенью 1992 г. многие жители юга Таджикистана, спасаясь от войны, стали переходить афганскую границу, и в более спокойные регионы Таджикистана и республики СНГ.

По оценкам ООН около 1 млн.жителей стали вынужденными переселенцами и более 200 тыс. беженцами, в том числе более 60 тыс.перешли границу Афганистана.
16 ноября — 2 декабря 1992 г. — состоялась XVI сессия Шурои Оли (Верховного совета) РТ в г. Ходженте, на котором Рахмон Набиев ушел в отставку с поста Президента РТ, 19 ноября Председателем Шурои Оли Республики Таджикистан(фактически главой республики) был избран Эмомали Шарипович Рахмонов. В декабре 1992 г. после решений XVI сессии Верховного совета РТ о прекращении вооруженного противостояния, отряды Народного фронта без боя заняли столицу. Однако, демоисламисткое силы неожиданно получило мощную политическую поддержку в лице Запада, мусульманских стран, ООН, вновь начала военные действия против Правительства РТ.
6 ноября 1994 г. — принятие Конституции (основного закона) Республики Таджикистан по результатам всенародного референдума (26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. — внесение изменений и дополнений в в действующую Конституцию РТ). Новый парламент (Шурои оли РТ) объявил 6 ноября — «Днем Конституции Республики Таджикистан».

6 ноября 1994 г. — избрание Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмона. (1999 г. и 2006г — повторное переизбрание Президентом РТ Эмомали Рахмона).
27 июня 1997 г. — подписание «Общего соглашения о мире и национального согласия в Таджикистане» в Москве со стороны Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона и руководителя объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Саида Абдулло Нури. Заключительное соглашение было подписано после 8 раундов переговоров между правительством РТ и ОТО (1994—1997 гг.). 27 июня объявлен в республике как государственный праздник «День национального единства».
4 июня 1997 — 1 апреля 2000 гг. — работа Комиссии по национальному примирению (КОМ) в составе 26 членов (13членов — от правительства РТ и 13 членов — от бывшей оппозиции). КОМ осуществила реализацию в жизнь документов «Общего соглашения о мире и национального согласия в Таджикистане» от 27 июня 1997 г.
3-10 ноября 1998 г. — антиправительственный мятеж бывшего полковника спецбригады МО РТ Худойбердыева в Ходженте и Согдийской области, который закончился разгромом мятежников.
27 февраля 2000 г. — выборы депутатов в Маджлиси Намояндагон (63 депутатов), 23 марта 2000 г.- в Маджлиси Милли (33 депутатов) Маджлиси Оли РТ.Создание профессионального парламента в республике.
30 ноября 2000 г. — введение национальной валюты — «сомони» в Республике Таджикистан.
10 октября 2000г — подписание Таджикистаном Договора об учреждении ЕврАзЭС, вступление Республики Таджикистан в Шанхайскую организацию сотрудничества (15 июня 2001 г.) и в Организацию Договора о коллективной безопасности (14 мая 2002г).
2005—2009 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию ГЭС Сангтуда — 1 (мощность 670 МВт) совместно с Российской Федерацией.
2006—2009 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию высоковольтной линии электропередач «Юг — Север»(ЛЭП-500) и «Хатлон — Челанзар»(ЛЭП-220). Они позволили соединить энергосистему южных и северных районов Таджикистана.
5 октября 2009 года — принятие нового закона РТ «О государственном языке Республики Таджикистан». 5 октября объявлен в республике как «День государственного языка».
2006—2010 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог Душанбе-Худжанд-Чанак (Узбекистан), Душанбе- Джиргиталь-Сариташ (Кыргызстан), автомобильных тоннелей «Истиклол» на Анзобском перевале, Шаршар и Шахристан. Они обеспечили круглогодичное автомобильное сообщение между северными и южными районами Таджикистана с выходом на Узбекистан и Кыргызстан.
6 января 2010г — начало распространения акций Рогунской ГЭС среди населения республики. Продолжение строительства Рогунской ГЭС общей мощностью 3600 мвт.
сентябрь 2011 г. — строительство и ввод в эксплуатацию первого агрегата ГЭС Сангтуда — 2(мощность 220 МВт) совместно с Исламской Республикой Иран. Завершение строительства моста через р. Пяндж в Афганистан совместно с Фондом развития Агахана IV и реконструкция автомобильных дорог Душанбе-Худжанд-Чанак (Узбекистан), Душанбе-Джиргиталь-Сариташ (Кыргызстан) согласно инвестиционным проектам Таджикистана и КНР.
Государственные атрибуты Республики Таджикистан: Государственный герб (28 декабря 1993 г.); знамя (24 ноября 1992 г.); гимн (7 сентября 1994 г.); Конституция (Основной закон) Республики Таджикистан (6 ноября 1994 г.)
Парламентом страны, в годы независимости, государственными праздничными днями объявлены:

9 сентября — День государственной независимости Республики Таджикистан;

27 июня — День национального единства;

5 октября — День государственного языка;

6 ноября — День Конституции Республики Таджикистан;

24 ноября — День Национального флага.

Политическое устройство
Государственный строй Таджикистана определяется Конституцией, принятой 6 ноября 1994 года. Таджикистан — президентская республика.

С 1994 года пост президента занимает Эмомали Рахмон, переизбранный на этот пост в 1999 и 2006 году. До избрания президентом в 1994 годы Рахмонов являлся членом Коммунистической партии и, соответственно, платил членские взносы. В связи с избранием его президентом, по договоренности с партийным руководством, его членство в партии было временно приостановлено. Законодательную власть осуществляет парламент — Маджлиси Оли.

Политические партии:
Народно-демократическая партия — правящая
Коммунистическая партия Таджикистана
Аграрная партия
Партия экономических реформ
Социалистическая партия
Демократическая партия Таджикистана
Социал-демократическая партия Таджикистана
Партия исламского возрождения

Очередные президентские выборы состоялись 6 ноября 2006 года.

Влиятельные оппозиционные силы — Демократическая и Социал-демократическая партии Таджикистана и Партия исламского возрождения бойкотировали выборы 2006 года, поскольку не признают поправок в конституцию, которые были внесены по итогам референдума 2003 года и которые позволили Эмомали Рахмону в очередной раз баллотироваться на президентский пост.

По новой редакции конституции, Рахмон, начиная с 2006 года, может занимать президентский пост ещё два семилетних срока. Кроме того, из конституции удалены ограничения на возраст кандидата в президенты.

География Таджикистана
93 % территории Таджикистана занимают горы. Преобладает травянистая и полукустарниковая растительность.

Разрешение территориального спора с Китаем

Территориальная проблема сложилась после присоединения Российской империей Памира (в результате раздела Бадахшана, северная часть которого, по соглашению с Британской империей, отошла к России); тогда между Россией и Китайской империей граница сложилась по линии так называемого «фактического контроля» и так и не была закреплена никакими договорами. При этом линия фактического контроля пролегала приблизительно по водоразделу между бассейном Пянджа и бессточным бассейном Таримской котловины Кашгарии. В том же виде проблема досталась СССР, а следом и суверенному Таджикистану.

Претензии Китая, которые выдвигались им в ходе переговорного процесса в отношении восточной части Горно-Бадахшанской автономной области, составляли 28,5 тысяч км², то есть почти половину этого автономного региона или 20 % всей территории современного Таджикистана.

В 1999 году сторонами было подписано соглашение «О таджикско-китайской государственной границе», которое урегулировало вопрос в отношении двух из трёх спорных участков общей границы. Соглашение позволило Таджикистану оставить под своим контролем спорный район у перевала Карзак, в то же время к Китаю должна была перейти примерно половина (общей площадью 400 км²) другого спорного участка территории близ реки Маркансу. В мае 2002 года состоялся визит в Пекин президента Таджикистана Эмомали Рахмона, когда был подписан двусторонний протокол, в соответствии с которым Таджикистан согласился передать Китаю 1 158 км² своей территории. Стороны согласились создать смешанную двустороннюю комиссию по демаркации общей границы. В результате работы комиссии (осуществлённой в два этапа в 2006 и 2008 годах) был установлен 101 каменный пилон, обозначающий новую границу.

Однако ратификация данного документа Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан четвёртого созыва произошла только 9 лет спустя 12 января 2011 года.

Сама передача территории состоялась 20 сентября 2011 года

Климат
Климат субтропический со значительными суточными и сезонными колебаниями температуры воздуха, малым количеством осадков, сухостью воздуха и малой облачностью. Средняя температура января колеблется от +2…−2 °C в долинах и предгорьях юго-запада и севера республики до −20 °C и опускается ниже на Памире. Абсолютный минимум температуры достигает −63 °C на Памире (Булункуль). Средняя температура июля от 30 °C в пониженных долинах юго-запада до 0 °C и ниже на Памире. Абсолютный максимум температуры составляет 48 °C (Нижний Пяндж). В редких случаях температура доходит до 60 °C.

Полезные ископаемые
На севере Таджикистана, в Согдийской области расположено одно из крупнейших в мире месторождений серебра — Большой Конимансур. Также Таджикистан богат месторождениями драгоценных камней, урана (по некоторым данным 16 % мировых запасов), золота, угля, алюминиевыми и полиметаллическими рудами.

Часовой пояс

Таджикистан находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как UTC+5. В Таджикистане не используется летнее время

0

2

Гидрология

Крупнейшие озёра — Каракуль, Сарезское озеро, Искандеркуль, Кайраккумское водохранилище.

Караку́ль (тадж. Қарокул, от тюрк. «чёрное озеро») — бессточное озеро, расположенное в северной части Памира, к югу от Заалайского хребта крупнейшее озеро на территории Таджикистана (Горно-Бадахшанская автономная область). Озеро находится в плоской горной котловине на высоте 3914 м, окружено пустынными скалистыми хребтами, на западе подходящими к озеру, на востоке — отстоящими от него на несколько километров. Наибольшая длина озера — 33 километра, ширина — 24 километра. Площадь поверхности — 380 км².

Выступающий с юга полуостров и остров прямоугольной формы около северного берега разделяют озеро на две части — более мелкую (глубина до 22,5 м) восточную с многочисленными мелкими заливами и плоскими мысами и более крупную западную, глубина которой доходит до 236 м. Ширина пролива между двумя частями — 1 километр. С северным берегом остров соединяется узкой косой, которая затапливается в высокую воду. Длина острова — 8 километров, ширина — 4 километра.

Поверхность озера имеет ярко-синий цвет. Вода в озере горько-солёная, прозрачность до 9 м. В устье рек, где вода более пресная, водятся немногочисленные рыбки-гольцы. Зимой озеро покрыто льдом (с конца ноября по апрель), максимальная толщина которого в феврале превышает 1 метр. Летом вода прогревается до 12 °C.

Район Кара-Куля очень сух, с крайне малым количеством осадков. По берегам озера изредка произрастают терескан, полынь и ковыль, чередующиеся с пространствами, покрытыми солью. Впадают несколько рек, основные из которых — Караджилга, Караарт и Музкол.

Геологические исследования депрессии озера Кара-Куль в сочетании с изучением космических снимков озера позволили ряду учёных диагностировать впадину озера Кара-Куль как возможную астроблему. В некоторых типах горных пород депрессии выражены эффекты ударного метаморфизма. Возраст наиболее молодых пород, измеренных калий-аргоновым методом датирования, составляет 230—190 миллионов лет.

http://s019.radikal.ru/i611/1205/bd/0efb430a35ce.jpg

Саре́зское о́зеро (тадж. Кӯли Сарез) расположено на Памире, Таджикистан. Длина около 55,8 км, глубина около 500 м, урез воды — около 3263 м над уровнем моря, объём воды — более 16 км³. Окружающие горы возвышаются над озером более чем на 2416 м.
Озеро образовалось 6 (18) февраля 1911 года после сильного землетрясения (9 баллов), когда река Мургаб была запружена в результате сильного оползня, похоронившего деревню Усой, образовав при этом естественную плотину высотой 567 м — Усойский завал. Наполнившаяся котловина в том же году затопила деревню Сарез, которая и дала название озеру. Озеро оставалось не проточным до 1914 года.

В 1967 году на правом берегу озера обнаружен участок с опасностью оползня. Объём рыхлых отложений — 1.25 км3. При землетрясении оползень создаст водяной вал, который перельётся через завал и, во-первых, создаст мощный селевой поток, а во-вторых размоет тело завала. За этим последует слив озера, что вызовет селевые потоки большей силы и более длительные. В итоге затоплению подвергнутся территории до низовий Амударьи, что вызовет разрушение населенных пунктов и промышленных объектов на территории Афганистана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. В опасной зоне проживает шесть миллионов человек.

В 2000 году правительства четырёх заинтересованных стран — Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана — обратились к мировому сообществу с просьбой оказать интеллектуальную и финансовую поддержку в решении проблемы Сарезского озера. В том же году под управлением Всемирного банка был запущен международный проект, получивший название «Сарезское озеро: проект по снижению риска».

http://s019.radikal.ru/i634/1205/b8/60276bfe7d4f.jpg

Искандерку́ль (тадж. Искандаркӯл) — горное озеро в Таджикистане на северных склонах Гиссарского хребта в Фанских горах.

Озеро Искандеркуль по преданиям получило свое название от имени Александра Македонского, которого на Востоке называли Искандер Зулькарнайн (Искандер двурогий). Слово «куль» означает собственно «озеро», отсюда название — «Искандеркуль». Александр Македонский якобы здесь побывал на своём пути из Средней Азии в Индию.

Существует две легенды, о создании этого озера. Первая из них гласит, что во время своего Индийского похода Александр Македонский натолкнулся на селение, которое не хотело сдаваться. Тогда он приказал направить русла рек на это селение и затопить его, в результате чего образовалось озеро.

Другая легенда, более поэтическая, гласит, что во время привала у этого озера, конь Александра, Буцефал, пил ледяную воду озера и простудился. Выздоровев через несколько дней, Буцефал, пасясь на берегу, внезапно заржал, залез на самую высокую скалу и бросился оттуда в воды озера. Опечаленный Александр прождав несколько дней, увел войско дальше, оставив на берегу озера конюхов и солдат. С тех пор, каждый месяц, во время полнолуния, Буцефал начинает пастись, воды озера расступаются и на поверхность выходит белоснежный конь, в сопровождении конюхов.

На самом деле, озеро имеет завальный тип строения, оно подпружено мореной, засыпанной сверху горной породой, что явилось результатом обвала, возможно вследствие сильного землетрясения. Озеро расположено на высоте 2195 метров над уровнем моря, в отрогах горного узла Кухистан, между западными оконечностями Гиссарского и Зерафшанского хребтов.

Общая площадь водной поверхности озера составляет 3,4 км², глубина озера достигает 72 метров. По мнению ученых, в древности озеро имело более высокий уровень воды, следы которого можно увидеть на склонах окружающих гор, на высоте более 120 метров.

В озеро впадают реки Сарытаг, Хазормеч, а также мелкие горные ручьи. Из озера вытекает река — Искандердарья, которая через 30 километров впадает в реку Фан-Дарья, а та - в одну из крупнейших рек Средне-Азиатского региона - Зеравшан.

Неподалеку от озера располагается ещё одно завальное, ледниковое озеро - Змеиное. Оно меньше в диаметре и несмотря на то, что разделено от Искандеркуля лишь полосой земли в 300 метров шириной - обладает более богатой внутренней биосферой и имеет более высокую температуру воды.

Также, недалеко от озера, на реке Искандеркуль, расположен крупный водопад, называемый «Фанская Ниагара». Водопад располагается в узком ущелье, высота падения воды составляет 43 метра. Подойти к водопаду можно лишь по верху, прямо над ним установлена металлическая смотровая площадка.

На берегу Искандеркуля находится исторический памятник - большая известняковая скала, с высеченной на ней надписью - «Рускiе, 1870», которую оставили члены первой экспедиции Алексея Федченко, проникшей сюда со стороны Зеравшана.

На берегу озера также располагается Метеостанция Таджикгидромета и пункт гидрологического наблюдения, работающие круглогодично. Также имеется туристическая база, с инфраструктурой.

Озеро Искандеркуль — одно из красивейших горных озёр Таджикистана, которое ежегодно посещают туристы из ближнего и дальнего зарубежья.

http://i064.radikal.ru/1205/33/b0ca571d1b90.jpg

Кайраккумское водохранилище  — одно из крупнейших в Таджикистане (Согдийская область) .

Кайраккумское водохранилище, создано для регулирования стока реки Сырдарья строительством плотины и ГЭС. Заполнение водой началось в 1950 году. Общая емкость водохранилища — 4160 млн м³, полезный объём 2600 млн м³. Длина его составляет 75 км. Зимой водохранилище замерзает. Длина плотин по гребню 1205 м, высота 32 м.

Сегодня это популярное место летнего отдыха, где можно ловить рыбу, купаться и загорать.

http://s019.radikal.ru/i616/1205/52/6ad7cda86d50.jpg

0

3

Административное деление

Административно-территориальное деление Таджикистана — определяется Конституционным Законом Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 года № 101 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Таджикистан».

Согласно этому закону, административно-территориальными единицами и населенными пунктами Республики Таджикистан являются:
Горно-Бадахшанская автономная область (тадж. Вилояти Мухтори Кӯҳистони Бадахшон);
область (тадж. вилоят);
город (тадж. шаҳр);
район (тадж. ноҳия);
посёлок (тадж. шаҳрак);
сельская община (тадж. ҷамоати деҳот);
село (тадж. деҳа).

Районы подразделяются на сельские и городские, которые могут находиться в республиканском, областном либо городском подчинении.

Населённые пункты Республики Таджикистан подразделяются на городские и сельские поселения.

К городским поселениям относятся города и поселки, а к сельским — села, независимо от их административной подчиненности.

Города могут быть республиканского, областного и районного значения.

В настоящее время Республика Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областей, 17 городов, 62 районов (включая 13 районов республиканского подчинения), 55 поселков и 368 сельских джамоатов.

Экономика

Преимущества: Большой гидроэнергетический потенциал.

Слабые стороны: Нестабильная политико-экономическая ситуация. Большая безработица. Слабая диверсификация сельского хозяйства, для которого пригодны лишь 6 % земель. Отток квалифицированных специалистов.

Таджикистан — аграрно-индустриальная страна, одна из наиболее бедных стран мира, несмотря на немалый экономический потенциал. Длительная война, связанные с ней разрушения и людские потери привели к резкому спаду в экономике (ВВП в 1995 составлял лишь 41 % от показателя 1991). За последние мирные годы экономика и уровень жизни значительно поднялись. Уровень ВВП на душу населения — 2,19 тыс. долларов, 131-е место в мире (в 2010 году).

На сельское хозяйство приходится 18,9 % ВВП, на промышленность — 21,9 %, сектор услуг — 59,2 % (в 2009 году).

Основным сектором экономики остаётся государственный. Государство контролирует большую часть крупных промышленных предприятий.

Экономика страны находится в огромной зависимости от средств, зарабатываемых трудовыми эмигрантами. Число таджикских граждан, занимающихся трудовой деятельностью в России, насчитывает 1 млн человек. В 2005 г. они официально перевели на родину, по данным Международного валютного фонда, 247 млн долл. Реальный объём пересылаемых денег, по оценке ЕБРР, — около 1 млрд долл., при этом до 90 % средств переводятся из России. Эти деньги, однако, в основном не инвестируются, а тратятся на текущее потребление. В 2008 кризисном году из РФ в Таджикистан физическими лицами переведено 2,5 миллиарда долларов США. Денежные переводы мигрантов из Таджикистана на родину составляют 60 % ВВП страны и, по данным Всемирного банка на 2010 г., по соотношению переводов к ВВП Таджикистан занимает 1-е место в мире.

Экспорт алюминия, который обеспечивает половину экспортных поступлений, в 2005 принёс лишь 550 млн долларов. На втором месте — экспорт хлопка.

В октябре 2004 года было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве между правительством Республики Таджикистан и ОАО «Русский алюминий» («Русал»), согласно которому президент Эмомали Рахмонов разрешал «Русалу» построить новый алюминиевый завод в Таджикистане, а «Русал» должен был построить Рогунскую ГЭС, причем финансирование должно было быть осуществлено на паях с правительством РТ[24]. Это соглашение являлось частью пакета таджикско-российских межгосударственных договоров, согласно которым Таджикистан соглашается бесплатно разместить 201-ю военную базу РФ и передается в собственность России объект «Окно» взамен реструктуризации долгов перед РФ и значительных (до 4 млрд.дол.) российских инвестиций в экономику Таджикистана. Таджикистан выполнил все условия пакета договоренностей. Однако «Русал» так и не начал строительство Рогунской ГЭС и в 2007 году был выведен из проекта.

Существенное негативное влияние на экономику Таджикистана оказывают конфликтные отношения с соседним Узбекистаном.

Энергетика

Основная часть электроэнергии в Таджикистане производится на ГЭС. Общая установленная мощность гидроэлектростанций составляет 4070 МВт. Выработка составляет до 17,1 млрд кВт·ч (2005 г.).

Страна обладает значительным потенциалом области гидроэнергетики, который ещё мало реализован. Общий объём гидроэнергоресурсов оценивается в 527 млрд. кВт·ч, в том числе, технически возможный к использованию составляет 202 млрд. кВт·ч, а экономически целесообразный к строительству — 172 млрд. кВт·ч. Это делает государство одним из самых обеспеченных этим возобновимым источником энергии в мире (восьмое место по абсолютному потенциалу выработки). Среди стран СНГ по этому показателю страна уступает лишь России.

Парк ГЭС Таджикистана составляют:
Вахшский каскад (р. Вахш). В него входят наиболее крупные ГЭС страны:
Нурекская ГЭС — мощность 3000 МВт.
Байпазинская ГЭС — мощность 600 МВт.
Сангтудинская ГЭС-1 — мощность 670 МВт. (Торжественное открытие ГЭС с участием президентов России и Таджикистана состоялось 31 июля 2009 года.)
Головная ГЭС — мощность 240 МВт.
Перепадная ГЭС — мощность 29,9 МВт.
Центральная ГЭС — мощность 15,1 МВт.
Кайраккумская ГЭС на р. Сырдарья мощностью 126 МВт.
Варзобский каскад из ГЭС Варзоб−1, −2 и −3 на р. Душанбе-Дарья общей мощностью 25,7 МВт.
Несколько десятков малых (мощностью до 1,5 МВт) и микроГЭС (мощностью до 0,1 МВт).

Правительством Таджикистана разработаны обширные планы по реконструкции и модернизации существующих объектов гидроэнергетики, достройке законсервированных и строительству новых ГЭС и трансграничных ЛЭП.  Наиболее крупные станции, входящие в них:
Сангтудинская ГЭС-2 — мощность 220 МВт. (Строительство ведётся совместно с Ираном.)
Рогунская ГЭС — мощность 3600 МВт. (Предполагается завершение строительства на основе покупки акций населением страны, привлечения средств иностранных инвесторов и правительством республики.)
Даштиджумская ГЭС — мощность 4000 МВт. (Предполагается строительство с участием предпринимателей и правительства Таджикистана).

Предполагается расширять существующие каскады ГЭС и осваивать ресурсы рек Зеравшан, Пяндж и др.

Промышленность

Развита горнодобывающая промышленность:
угледобывающая (например Шурабское месторождение бурого угля)
газодобывающая (месторождения в Вахшской и Гиссарской долинах)
цветная металлургия (алюминий, свинец, цинк, висмут, ртуть, вольфрам, молибден, золото)
лёгкая промышленность, тесно связанная с переработкой с.-х. сырья.

Сельское хозяйство

Главные сельскохозяйственные культуры: хлопок, шёлк, зерно, табак, овощи, фрукты, сухофрукты.

Внешняя торговля

Экспорт — Алюминий, свинец, цинк, редкоземельные металлы, ванадий, окись урана, продукция лёгкой промышленности (хлопковые и шёлковые ткани), хлопок, сельскохозяйственная продукция (овощи и фрукты).
Основные страны экспорта — Нидерланды 36,7 %, Турция 26,5 %, Россия 8,6 %, Иран 6,6 %, Китай 5,7 %.

Импорт — Чёрный металл, продукция лёгкой промышленности, автомобили, сельскохозяйственная техника, продовольствие, фармацевтическая продукция, медицинское оборудование.
Основные страны импорта — Россия 32,3 %, Китай 11,9 %, Казахстан 8,8 %, Узбекистан 4,7 %.
Таджикистан становится слишком зависимым от Китая. В последние 10 лет Китай заметно усилил свои позиции в республике и сейчас он самый крупный торговый партнер республики.

0

4

Таджики - одна из самых древнейших наций мира. Жизнь в области, расположенной на главном стыке восточных цивилизаций, предоставила доступ населению к достижениям других культур. Первое поселение на территории сегодняшнего Таджикистана относится к концу верхнего Палеолита (15-20 тысяч лет назад). Археологические находки, работы Геродота и другие письмена свидетельствуют о торговых отношений, обычаях, и ритуалах народа. В течении многих столетий страна, вовлеченная главным образом в торговлю с соседями, пострадала от иностранных вторжений войск Александра Великого, степных кочевников, арабов и татаро-монголов.

Население

По данным переписи населения 2010 год численность населения Республики Таджикистан составила 7 млн. 565 тыс. человек. Количество мужчин составляет 3 млн. 813 тыс., а женщин 3 млн. 752 тыс. Согласно этим данным, на 1 тыс. мужчин в РТ приходится 984 женщины.

Население Таджикистана давно растёт быстрыми темпами: в 1959 году здесь было 1981 тыс. человек, в 1989 — 5109 тыс. и, в отличие от европейских стран СНГ, продолжало расти в 1989-1999 годах, несмотря на значительный миграционный отток населения из республики (437 тысяч человек за 11 лет). Основной фактор роста населения — высокий естественный прирост. Данные на 1 января 2006 года в табл. 1 — постоянное населения по оценкам Государственного комитета статистики Таджикистана.

Если в советский период в стране росло и городское, и сельское население, то за последние 11 лет городское население уменьшилось (это не в последнюю очередь связано с выездом русскоязычного населения) на 45,8 тысячи человек (на 2,7 %), а сельское выросло на 1063,7 тысячи человек (на 30,9 %). При этом доля городского населения упала с 33 % в 1989 до 26 % в 2000 году

В период между 1989—2000 гг., сокращалось не только городское население Таджикистана в целом, но и население большинство населения крупных городов страны, включая столицу — г. Душанбе в результате миграционного оттока русскоязычного, а затем и таджикско-узбекского населения. С момента распада СССР заметно изменился национальный состав населения страны. По данным переписи, доля русских в населении оказалась значительно ниже ожидаемой. В 1989 году в республике проживало 388,5 тысячи русских; по данным государственного учёта на 1996 год, с учётом миграций и естественной убыли, численность русских была оценена в 189,5 тысячи, но перепись 2000 года обнаружила лишь 68,2 тысячи русских Итоги переписи населения Таджикистана . Таким образом, часть миграций и смертей (особенно во время вооружённых столкновений) не была учтена официальной статистикой. Доля узбеков в населении менее чем 17 % ; доля киргизов осталась прежней — чуть более 1 %. В то же время в межпереписной период значительно увеличилась численность и доля таджиков: в 1989 году их было 3172,4 тысячи (62,3 %), в 2000 г. — 4898,4 (79,9 %).

В России действует несколько общественных и правозащитных организаций выходцев из Таджикистана. в 2003 году учреждена Международная общественная организация «Народная Лига „Таджики“». В ноябре 2007 года в России прошёл I съезд народов Таджикистана. По российской программе переселения соотечественников из Таджикистана в Россию собирается переехать около 2 тысяч граждан Таджикистана.

Трудовая миграция в Россию привела к тому, что Таджикистан занимает 1-е место в мире по количеству брошенных мужьями жен, так как очень многие женатые мигранты-мужчины вступают в России в официальные браки или в незарегистрированные отношения. Убытие на работу в Россию огромного числа мужчин оказывает существенное влияние на таджикское общество.

По Конституции Таджикистана русский язык является языком межнационального общения.

Религия

Подавляющее большинство населения Таджикистана составляют мусульмане. В Горном Бадахшане имеется исмаилитское религиозное меньшинство. В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (большая часть — православные). На территории Таджикистана действует не менее 6 приходов Душанбинской епархии Русской православной церкви. Также имеется 5 общин баптистов, 2 римско-католических прихода, имеется община адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы и лютеран. Две общины имеет происходящая из Южной Кореи секта мунитов. Также в стране зарегистрированы 4 общины бахаистов, одна зороастрийцев и одна иудейская община.

Культура

Таджикистан — страна с древней культурой и традициями. Роль культуры в достижении мира и социального сплочения в Таджикистане огромна. Народные традиции сплотили людей и легли в основу устойчивого мира. Культура таджиков по-своему уникальна и требует приумножения и сохранения национальных ценностей. Самой яркой страницей культурных событий в Таджикистане в 1999 году стало празднование 1100-летия государства Саманидов и 8 годовщины Дня независимости. В государстве Саманидов (874 — 1005 гг. н. э.) сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой. Из корней этого первого государства выросли цивилизация и государственность последующих поколений таджиков; и сейчас на заре третьего тысячелетия Таджикистан известен во всём мире как независимая страна. В дни празднования состоялись симпозиумы и международные конференции. Самый символичный из них, IV Международный форум таджиков и зарубежных соотечественников, проходил в г. Душанбе. Многие таджики из других стран мира приехали на это торжество. Ряд конференций на тему «История, цивилизация и культура Саманидов» прошли в Душанбе, Санкт-Петербурге и Иране, а также во всех районах и городах страны. В национальном историческом музее открылись новые выставочные залы, посвящённые Дню независимости, а также с экспозициями орудий труда, музыкальных инструментов, монет, одежды эпохи правления Саманидов. К 1100-летию государства Саманидов была организована крупная книжная выставка, на которой было представлено более 1500 книг. Выставку посетили более 700 человек. Министерство культуры РТ организовало конкурс библиотек «Чароги хидоят» (Свет наставления) с проведением конференций и встреч. Первое место было присвоено библиотеке г. Худжанда. Министерство культуры провело более 10 фестивалей, 8 международных и республиканских конференций. В честь знаменательной даты было издано 189 наименований книг. Так, в фестивале народного творчества «Андалеб» (соловей) участвовали 62 района республики. Его просмотрели 1,5 миллиона зрителей. Был организован театральный фестиваль «Парасту-99» (Ласточка), в котором участвовали 14 театров и 240 исполнителей. Число зрителей было выше 10 000 человек.

Музыка и танцы

Музыка и танцы играют важную роль в таджикской культуре. Вопросы профессионального музыкального образования и музыкального наследия таджикского народа обсуждались учёными из Таджикистана, России, Франции на фестивале «Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития». В г. Душанбе проходил четвёртый фестиваль книги и музыки для детей и юношества, организованный в рамках программы «Фонд мира детям», целью которого было продвижение общечеловеческих ценностей. Детская танцевальная группа «Джахоноро» (Украшение мира) на международном фестивале «Дети мира и искусство», проходившем в Турции, заняла первое место среди 36 стран-участниц.

0

5

Флаг Таджикистана

Государственный флаг Республики Таджикистан является символом государственного суверенитета Республики Таджикистан.

Государственный Флаг Республики Таджикистан представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос: верхней — красной, средней — белой и нижней — зелёной в соотношении между собой по ширине как 2:3:2. В центре флага изображена золотая стилизованная корона с полукругом из семи 5-конечных звёзд над ней.

Корона и полукруг из звёзд вписываются в прямоугольник, длина которого равна ширине белой полосы, а высота которого равна 4/5 ширины белой полосы. Пятиконечные звезды вписываются в условные окружности диаметром 3/20 ширины белой полосы и расположены по дуге условной окружности радиусом 1/2 ширины белой полосы. Корона высотой 0,55 ширины белой полосы прогибается в основании по дуге радиусом 1,2 ширины белой полосы. Четыре дугообразных элемента, формирующие верх короны, венчаются в центре частью круга диаметром 0,2 ширины белой полосы.

Отношение ширины флага к его длине — 1:2.

При создании новых государственных символов Таджикистана руководствовались принципом историзма и преемственности. Флаг Таджикистана по своей красно-бело-зелёной цветовой гамме повторяет Флаг Таджикской ССР.

В соответствии с Положением о Государственном флаге Республики Таджикистан, принятым 24 ноября 1992 года, «Государственный флаг Республики Таджикистан является символом … нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции…». Рабочих символизирует красный цвет, крестьян — зелёный, интеллигенцию — белый.

Символика цветов флага Таджикистана уходит корнями в глубокую древность. Согласно Авесте, полноправное свободное население древнеиранского общества делилось на три сословия, каждое из которых ассоциировалось с определённым цветом:
военная знать (авест. raθaē-štar-) — красный цвет — символ воинской доблести и самопожертвования во имя высоких идеалов, поэтому считается самым почитаемым и благородным;
духовенство (авест. āθravan-, aθaurvan-) — белый цвет — символизирует духовность, моральную чистоту и святость;
свободные общинники (сословие скотоводов-земледельцев) (авест. vāstrya.fšuyant-) — зелёный цвет — символизирует природу, молодость и процветание.

По сей день на Памире красный цвет символизирует счастье, благополучие и радость, белый — чистоту и ясность, зелёный цвет — молодость и процветание.

Кроме того существует другая трактовка значений этих цветов, например:
красный — свобода и независимость (тадж. озодӣ);
белый — мир и спокойствие (тадж. оромӣ);
зеленый — благоустроенность и процветание (тадж. ободӣ).

http://s019.radikal.ru/i612/1205/2f/3c1f945a4721.jpg

Корона с полукругом из семи звёзд символизирует государственный суверенитет и независимость Республики Таджикистан.

Семь звёзд первоначально олицетворяли семь выдающихся персидско-таджикских поэтов (версия авторов флага), затем семь благих пространств арийского простора (версия первых интерпретаторов, связанных с таджикскими культурологическими элитами). В настоящее время семь звёзд обозначают семь историко-культурных областей современного Таджикистана:
Согд; Зарафшан; Хисар; Рашт; Вахш; Хатлон; Бадахшан.

Президент Эмомали Рахмон в телевизионном обращении от 23 ноября 2010 в честь Дня Флага Таджикистана объяснил значения цветов Государственного флага Республики Таджикистан следующим образом:
«Цвета нашего национального флага выражают исторический путь народа Таджикистана, ценностей национальной культуры и политики. Красный цвет — символ борьбы, самоотверженности народа за свободу и независимость, белый цвет — символ счастья, чаяния и надежды и зелёный цвет — символ процветания, гордости и вечности. В середине флага расположено изображение короны и семи звезд, что является знаком исторических корней государственности независимого Таджикистана».

http://s018.radikal.ru/i520/1205/7f/4eb269b9898a.png

Исторические флаги Таджикистана

Самое раннее упоминание об использовании знамён предками таджиков сохранилось в «Авесте». Так, например, в первой главе «Видевдата» Бактрия характеризуется как «прекрасная, с высоко поднятыми знамёнами» — «Bāxδīm srīrąm ərəδβō.drafšąm». Кроме того, в «Авесте» несколько раз упоминаются «развевающиеся на ветру „бычьи знамёна“» — «gaoš drafša-», а также «знамёна врагов ариев — иранцев». Некоторые исследователи предполагают, что упомянутые в «Авесте» знамёна близки к известным «кавианским стягам» более позднего времени или к древнеримским «вексиллумам» — древкам с четырёхугольным красным полотнищем, подвешенным к поперечной перекладине наподобие современной церковной хоругви.

Дирафши Кавияни
Наиболее известным в истории таджикского народа «кавианским стягом» является «Дирафши Кавияни».

По древней легенде, не вошедшей в «Авесту», но приведённой в «Шахнаме» Абулькасима Фирдоуси, «Дирафши Кавияни» появился в ходе восстания иранцев под предводительством кузнеца Каве против иноземного узурпатора Заххака. Каве прикрепил свой кожаный кузнечный фартук к древку копья и под таким знаменем привел повстанцев к Фаридуну, законному наследнику царей из рода Пешдадидов — первой династии мифических царей Ирана. Фаридун счел знамя Каве знамением блага, украсил полотнище золотой четырёхлучевой звездой, драгоценными камнями и лентами красного, жёлтого и фиолетового цветов и назвал «Дирафши Кавияни». Четырёхлучевая звезда дала стягу Фаридуна другое название — «Ахтари Кавиян» (Кавиева звезда).

Согласно преданию, Фаридун поделил мир между тремя своими сыновьями. Старшему Салму достался запад ойкумены (согласно другой традиции, крайний Восток — Китай), младшему Эраджу — Иран, а Туру, среднему сыну царя — северные земли, которые стали именоваться Тураном. Тур вместе с Салмом предательски убили Эраджа, заманив его в Туран. Фаридун, узнав о гибели любимого сына, не простил Тура и повелел вырыть грандиозный ров на границе между Ираном и Тураном, который превратился в реку Амударью. В наиболее распространенной версии иранского эпоса, зафиксированной в поэме Фирдоуси, туранцы, потомки Тура, изображены извечными антагонистами царей Иранского нагорья.

После раздела государства Фаридуна на три царства, у каждого из них появилась своя символика: символом Ирана стало Солнце, символом Турана — Полумесяц.

«Дирафши Кавияни» стал знаменем потомков Эраджа — Кайянидов — второй династии мифических царей Ирана, а впоследствии — государственным флагом Ирана при династиях Аршакидов (250 до н. э. — 224 год) и Сасанидов (224 год — 651 год).

«Дирафши Кавияни» изображён в центре Штандарта Президента Республики Таджикистан как символ долговечности и исторической преемственности национальной государственности таджикского народа.

Ахеменидская империя
Традиция использования авестийских «кавианских стягов» была продолжена в Ахеменидской империи (558—330 до н. э.). Штандарт Ахеменидов упоминается Ксенофонтом в «Анабасисе» (I, X) и «Киропедии» (VII, 1, 4) как «золотой орёл, поднятый на длинное копье». Изображения ахеменидских штандартов сохранились на настенных росписях дворца Ападана в Персеполе. При раскопках в столице Ахеменидов археологами была обнаружена металлическая пластина-штандарт красного цвета с каймой из красных, белых и зелёных треугольников, с изображением в центре золотого орла с распростёртыми крыльями, держащего в каждой лапе по золотому венку.

Символическая роль золота как солнечного металла, в то время как серебро соотносится с Луной, отчётливо прослеживается в древнеиранской культуре. Символика металлов была связана с делением общества у всех иранских народов на три сословия — воинов, жрецов и свободных общинников — земледельцев и скотоводов. По этой схеме царскому, или воинскому сословию (поскольку царь — обязательно воин и происходит из воинского сословия) соответствовали золото и красный цвет, а жреческому — серебро и белый цвет. Сословию свободных общинников первоначально соответствовал голубой, а впоследствии — зелёный цвет.

При Ахеменидах иранская армия использовала различные знамёна, в том числе «драконовые». По преданию, «драконовое» знамя было заимствовано еще Киром от ассирийцев и бытовало у персов до Дария III. Победивший последнего Александр Македонский заимствовал эту эмблему на знамени для Македонского царства, а при покорении римлянами Македонии «драконовое» знамя перешло и к потомкам Ромула. Через посредство Византии знамя продолжало бытовать на Ближнем Востоке в средние века.

В 330 до н. э. под ударами армии Александра Македонского Империя Ахеменидов прекратило существование.

Династия Аршакидов
Парфянская династия Аршакидов (250 до н. э. — 224 год), освободившая Иран от греко-македонской династии Селевкидов, с самого начала провозглашает связь своего рода с легендарными царями — авестийскими героями — о чём свидетельствует имя их божественного предка — Кави Аршана. Арриан упоминает также о том, что парфяне возводили свой род к ахеменидскому царю Артаксерксу II. Эта идея представить себя законными преемниками славных царей древности возникла, вероятно, ещё в начале I в. до н. э. (или ранее). Так, например, в парфянских документах, найденных в Нисе, упоминается виноградник Artaxšahrakān, который, по мнению издателей документов, «назван, вероятно, в честь легендарного предка Аршакидов Артаксеркса II».

Штандарт Аршакидов представлял собой квадратное полотнище из кожи, на котором была изображена четырёхлучевая звезда, прикреплённое на древке копья. Древко штандарта венчала фигура золотого орла с распростёртыми крыльями, держащего в каждой лапе по одному золотому шару. Золотой орёл, очевидно, заимствован из штандарта Ахеменидов, — остальное — из «Дирафши Кавияни».

При Аршакидах парфянская армия использовала различные знамёна, в том числе шёлковые «драконообразные знамёна». По данным Шахнаме, личным знаменем парфянских царей было полотнище с изображением Солнца. Государственным флагом Ирана был имперский штандарт «Дирафши Кавияни».

Сасанидская империя
Сменившая Аршакидов персидская династия Сасанидов (224 год — 651 год) также возводила свой род к ахеменидским царям. Связь сасанидских монархов с Ахеменидами упоминается уже в первом варианте «Книги о деяниях Арташира Папакана», который восходит к IV в.: здесь отражена идея родственных связей основателя династии Сасана, с одной стороны с потомками Дария, с другой — с древними правителями Парса. В дальнейшем, в V в., сасанидские шаханшахи простирают свою генеалогию к авестийским «кавиям», включая, таким образом, в свой династический цикл и династию Кайянидов.

«Дирафши Кавияни» в эпоху Сасанидов представлял собой четырёхугольное полотнище с четырёхлучевой звездой на древке, увенчанном позолоченным изображением орла с распростёртыми крыльями, держащим в каждой лапе по одному золотому шару.

Государственной религией империи Сасанидов был зороастризм. Инсигнии власти сасанидских шахиншахов, прежде всего корона каждого царя, имели сложную символику, связанную с зороастризмом. Как отмечает выдающийся советский ученый-иранист В. Г. Луконин, в сасанидских коронах отразилась символика таких божеств как Ахура Мазда, Митра, Анахита и Веретрагна и их ипостасей в виде изображений священных животных зороастризма. Одним из таких символов был полумесяц, который изображался на коронах сасанидских шахиншахов как центральная эмблема.

После арабского завоевания Ирана в 651 году полумесяц был заимствован последующими халифами и мусульманскими правителями, в том числе османскими султанами, из-за чего в Западной Азии постепенно стал восприниматься как символ Ислама.

Стоит также отметить, ни Пророк Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ.

Бухара
Флаг Бухарского эмирата представлял собой прямоугольное светло-зелёное полотнище, на котором золотом вдоль древка было написано на араб. «السلطان ظل الله»‎‎ («Султан — тень Аллаха»), а вдоль свободного края — шахада на араб. «لا إله إلا الله محمد رسول الله»‎‎ («Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед Пророк Его»). Между надписями помещались золотые полумесяц и 5-конечная звезда над т. н. «рукой Фатимы» — символом пожелания счастья в исламской традиции. Кайма полотнища была оранжевая с чёрным орнаментом. Древко было зелёным и увенчивалось полумесяцем.
2 сентября 1920 года Бухарский эмират был ликвидирован, а на её территории возникла Бухарская Народная Советская Республика, в состав которой входили центральная, южная и юго-восточная части Таджикистана.

В соответствии со статьёй 79 Конституции БНСР, принятой и утверждённой 23 сентября 1921 года II Всебухарским Курултаем:
"Государственный флаг Б. Н. С. Р. состоит из двух параллелей сшитых полотнищ: верхнего — зелёного цвета и нижнего — красного, с изображением посреди их золотого серпа полумесяца, внутри которого находится золотая пятиконечная звезда. На верхнем зелёном полотнище в левом его углу у древка помещены буквы Б.Н.С.Р.

14 августа 1923 года чрезвычайная сессия Всебухарского ЦИК Советов приняла декрет № 21 «Об изменении некоторых статей Конституции Б. Н. С. Р.», которым было установлено:
«1. Внести в текст Конституции Б. Н. С. Р. нижеследующие изменения: … ж) изменить вид флага БНСР, уничтожив зелёное полотнище и оставив только красное с изображением посредине государственного Герба Б. Н. С. Р.»

БНСР решением V Всебухарского курултая Советов от 19 сентября 1924 года была переименована в Бухарскую Социалистическую Советскую Республику. 27 октября 1924 года вторая сессия ЦИК Союза ССР своим постановлением «О национально-территориальном размежевании Средней Азии по принципу самоопределения национальностей» утвердила национально-государственное размежевание и создание новых ССР, автономной ССР и автономных областей (Узбекской ССР с Таджикской АССР, Туркменской ССР, Кара-Киргизской и Кара-Калпакской автономных областей в составе РСФСР; Сырдарьинская и Семиреченская области были переданы в автономную Киргизскую ССР в составе РСФСР).
Бухарская ССР была упразднена, её территория включена в состав Туркменской ССР и Узбекской ССР с входившей в её состав Таджикской АССР.

Таджикская АССР
Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика была образована 14 октября 1924 года. В соответствии с постановлением Президиума ЦИК Таджикской АССР от 23 февраля 1929 года, Государственный флаг Таджикской АССР представлял собой красное (алое) полотнище с изображением на его левой стороне в углу у древка государственного герба Таджикской АССР.

Государственный герб Таджикской АССР состоял из золотых доса (таджикского серпа) и молота, положенных крест накрест рукоятками книзу и расположенных в лучах золотого солнца, окруженных венком из колосьев пшеницы справа и веткой хлопчатника с раскрытыми коробочками слева на оранжевом фоне. Внизу надпись на русском языке: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Сверху по-таджикски надпись на перс. «پرالتارهای همۀ جهان یک شوید»‎ («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»).

В соответствии со статей 105 Конституции Таджикской АССР 1929 года, Государственный флаг Таджикской АССР представлял собой красное (алое) полотнище с изображением на его левой стороне в углу у древка Государственного герба Таджикской АССР.

Государственный герб Таджикской АССР состоял из доса (таджикский серп) и молота в золоте положенных крест накрест рукоятками книзу и расположенных на пятиконечной звезде, на которой в синем небе освещено золотыми лучами золотого солнца, восходящего из-за покрытых снегом гор. Звезда окружена венцом из колосьев пшеницы справа и веткой хлопчатника с открытыми коробочками слева на оранжевом фоне. Венец перевит внизу лентой красного (алого) цвета. Под звездой надпись на русском языке: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Сверху звезды надпись по-таджикски на персидском письме и на латинизированном таджикском письме: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Внутренний рисунок герба окружен золотой лентой в виде полумесяца рожками вверх. Три надписи расположены одна над другой на этой ленте: в персидском письме, в латинизированном таджикском письме и на русском языке: «Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика». Все эти три надписи расположены полукругом на золотой ленте в форме полумесяца.

Таджикская ССР
12 июня 1929 года ЦИК СССР своим постановлением преобразовал Таджикскую АССР в Таджикскую ССР. 16 октября 1929 года Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929 года непосредственно вошла в СССР.
Флаг Таджикской ССР — республиканский символ Таджикской ССР. Последняя редакция флага утверждена 20 марта 1953 года.
До этого применялся красный флаг с золотыми серпом и молотом и надписью кириллицей на русском (Таджикская ССР) и таджикском (РСС Тоҷикистон) языках в левом верхнем углу.
В Конституции Таджикской ССР (1978) флаг был описан так:
«Статья 170. Государственный флаг Таджикской Советской Социалистической Республики представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырёх горизонтально расположенных цветных полос; верхней полосы красного цвета, составляющей половину ширины флага; белой полосы, составляющей одну пятую ширины флага; зелёной полосы, составляющей одну десятую ширины флага и нижней полосы, красного цвета, составляющей одну пятую ширины флага. На верхней красной части полотнища флага, у древка, изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамлённая золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине 1:2».

В книге рекордов Гиннесса
В начале сентября 2011 года Таджикистан сделал свой вклад в Книгу рекордов Гиннеса. На торжественной церемонии в Душанбе, посвящённой 20-летию независимости Таджикистана, государственный флаг был вознесён на самый высокий в мире флагшток высотой 165 метров (предыдущий рекорд высотой 162 м принадлежал Азербайджану). Флаг имеет размеры 60 на 30 метров и весит как минимум 700 килограммов. (Эти размеры не побили рекорд Азербайджана, размеры флага которого 70 на 35 метров).

0

6

Эмблема Таджикистана

Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венком, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венок перевит трехполосной лентой, в нижнем секторе помещена книга на подставке.
Дата принятия: 28 декабря 1993 года

http://s019.radikal.ru/i641/1205/5e/1092e8ff6191.jpg

По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».

В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.

Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.

Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.

По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.

Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда). Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.

21 солнечный луч — три раза повторенные группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.

Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.
Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.

0

7

ЛИТЕРАТУРА

Классическая литература

Таджикско-персидская поэзия, проза, рукопись, миниатюра развивались на протяжении нескольких веков. Наиболее яркий период развития таджикской литературы приходится на средневековые времена, когда в Средней Азии появилось первое мусульманское таджикское государство — эмират Саманидов (874—1005 гг). Именно в это время началось и формирование таджикской нации. Саманиды уделяли огромное влияние науке и поэзие. Такие выдающиеся поэты и ученые того времени как Рудаки, Абуали ибн Сина (Авиценна), Фирдоуси, Унсури, Дакики трудились при дворе Саманидов. Иранцы и таджики тогда были единым народом с общими корнями поэтому и литература, искусство, наука тоже были всеобщим достоянием. Эта идеологическая база была единой для ряда территорий и народов, что и обусловило общность развития культуры в целом.

Экспансия и завоевание арабами-мусульманами Средней Азии оказали огромное воздействие на судьбы народов Ирана и Средней Азии. Были уничтожены следы богатой домусульманской культуры, уничтожалась доисламская таджикская архитектура, сжигались книги, рукописи. Главной религией стал ислам а всеобщим языком — арабский. Прошло немало времени до наступления ренессанса культуры, который начался на новой основе и проходил в новых условиях. Формирование нового литературного языка — фарси (таджикско-персидский) приходится на IX—X вв. Рудаки — гениальный поэт, основоположник таджикской литературы, усовершенствовал язык, впервые использовав его в светской поэзии, заложил основы ряда литературных жанров. С этого момента начинается длительное и блестящее развитие литературы, расцвет которой привел её к всемирной славе.

В конце X в. Фирдоуси создает всемирно известную героическую эпопею «Шахнаме», превосходящей по объёму и содержанию все существующие ныне произведения. XI век ознаменовался созданием такого жанра, как романтический эпос. Появляется ряд поэм, написанных Унсури, Айюки, Гунгури, Омар Хайям в этом стиле, но венцом законченности и красоты стала «Хамсе» («Пятерица») Низами, созданная им в XII веке. В XIII веке появляются на свет «Бустан» и «Гулистан» Саади, в XIV веке — произведения продолжателей традиций романического эпоса — Амир Хосрова Дехлави и Хаджу Кирмани, Камола Худжанди и мастера газели Хафиза Ширази. XV век — поэзия Джами, охватившая по замыслам и стилистике все жанры предшествующей литературы, тем самым как бы подытожившая её.

Персидско-таджикская литература развивалась на обширной территории, распространяясь по ней благодаря странствиям поэтов, ученых, путешественников, купцов и пересылкам иллюстрированных миниатюрах.

Литература времен СССР

С именами поэтов Абулькасима Лахути (1887—1957), Садриддина Айни (1878 −1954) и Пайрав Сулаймони (1890—1933) связано зарождение таджикской советской поэзии, преодолевшей влияние националистических идей джадидизма. Революционная лирика участника революции 1905 в Иране Лахути, как и сборники стихов и поэма «Кровавый трон» Сулеймани пронизаны идеями освобождения от векового угнетения, надеждой на новую жизнь. Традиции восточного стиха сочетались у них с поэтикой, воспринятой из русской революционной поэзии.

Значительное влияние на развитие таджикской литературы в начале ХХ века оказывало буржуазно-либеральное националистическое движение джадидов (араб. جديدية‎‎ «обновленчество»), распространившееся в Средней Азии в 1890-х. На начальном этапе джадиды выступали за реформу старой системы мусульманского образования, построенной на зазубривании сур из Корана. Позже в период революции 1905—1907 джадидизм стал идеологическим буржуазно-либеральным течением, его поддерживали буржуазия и часть национальной интеллигенции Средней Азии. Джадиды выступали за приспособление ислама к потребностям национальной буржуазии. Они группировались вокруг издательств, газет и журналов, издававшихся в Туркестане и Бухаре, вокруг благотворительных обществ, мусульманских школ нового типа и т. п. После февральской революции 1917 г. джадиды создали националистические партии, некоторые из которых сотрудничали с большевиками. Поскольку Октябрьской революции 1917 джадиды стали вдохновителями Кокандской автономии, вступившей в соглашение с белогвардейцами и участвовавшей в басмаческом движении. После окончательной победы советской власти в Средней Азии джадидизм был ликвидирован как враждебное идеологическое течение.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в многовековой истории таджикской литературы. С первых дней революции она стала на путь служения делу освобождения угнетённого народа от эксплуатации, делу установления Советской власти в Таджикистане. История этой литературы открывается «Маршем свободы» (1918), написанным Айни — основоположником таджикской советской литературы. В первые послереволюционные годы в литературу вошло поколение писателей, творчество которых было связано с социальными преобразованиями, осуществленными в конце 1920-х гг: Пайрав Сулаймони (1899—1933), Мухаммеджан Рахими (1901—1968), Джалол Икрами (р. 1909), Сухайли Джавхари-заде (1900—1964), Мухиддин Амин-заде (1904—1966). Заметное место занимает в поэзии 1920-х гг. революционный поэт Ирана Абулькасим Лахути (1887—1957), иммигрировавший в 1922 в СССР и ставший одним из зачинателей таджикской советской поэзии. Основная тематика литературы этих лет в поэзии связана с воспеванием революционного духа народа, призывами к борьбе со старым миром, с врагами Советской власти, пропагандой культурной революции, борьбой за освобождение женщин. В это же время появились первые крупные прозаические произведения. Айни — повесть «Одина» (1924, под названием «Приключения одного бедняка-таджика») и роман «Дохунда» (1930).

До середины 1930-х в таджикской литературе шла борьба идейного влияния джадидизма и нарождающегося соцреалистического советского направления. Интересно отметить, что некоторые основоположники советской таджикской литературы, например, писатель Садриддин Айни, будучи выходцем из старой интеллигенции, в начале своей литературной карьеры находился под влиянием националистических джадидских идей, но позже их пересмотрел. Он одним из первых принял революцию, положив начало реалистической советской прозе на таджикском языке. Его перу принадлежат повести «Одина» (на рус. 1930) — о беспросветной жизни бедняков и батраков Таджикистана, «Смерть ростовщика», в центре которой — образ капиталиста из предреволюционной Бухары, романы «Дохунда» (1933), «Рабы» (1935), рисующие путь таджиков через революцию к новой жизни, «Ятим» («Сирота») — о жизни советской молодежи, поэма «Война человека с водой», сборник стихов «Йодгори» (1935).

1930-е гг. стали годами переустройства всей жизни республики. В начале 1930-х гг. таджикская литература пополнилась именами Мирзо Турсун-Заде (1911—1977), Абдусалома Дехоти (1911—1962), Рахима Джалила (р. 1909), Хакима Карима (1905—1942), Мирсаида Миршакара (1912—1993), Сатыма Улугзода (р. 1911) и др. Таджикские писатели создавали образы новых людей — строителей социалистического общества. В литературе утвердился метод социалистического реализма.

За годы советской власти в таджикской литературе появился ряд новых имен — поэты Абдусалом Дехоти, Мирзо Турсун-заде, Мухамеджан Рахими, Мухиддин Амин-заде, Сухайли Джавхари-заде, Х. Юсуфи, Миршакар, Лютфи, Шанбе-заде, Тилло Пулади, М. Дийори; прозаики и поэты Рахим Джалил, Джалал Икрами; прозаики Хаким Карим-заде, Дододжон Раджаби и др.

Стал развиваться жанр драматургии: пьесы «Клеветник» Исмаилова и «Саид» Мурадова, «16-й год» Х. Карим-заде и Дунгана, Шодмон Улуг-заде, оперы «Восэ» (либретто Турсун-заде и Дехоти), «Кова» (либретто Лахути) и др.

В рамках сбора и изучения фольклора в Таджикской ССР велась работа по поиску и изданию дореволюционного и советского фольклора, песен народных поэтов и певцов — шаири — Юсуфа Вафо, Саида Вали, Джалила Курбанова и др. Были изданы цикл древних сказаний Гургули, сборники песен и сатирических сказок, ведется работа по записи народного эпоса Гор-оглы. Увидел свет сборник «Образцы таджикской литературы», включающий лучшие произведения поэтов и писателей с 10 века по 1917 год.

Особенность советской таджикской литературы заключалась в том, что темы о преобразованиях в обществе, исторических вехах жизни таджикского народа после Октябрьской революции решались в стиле, напоминающем народные сказания или традиционной для Востока панегирической поэзии. Преобладающим жанром оставались поэтические сборники стихов и особенно поэмы. Реалистические же и критические тенденции приживались слабо и решались в основном в ракурсе полумифологической борьбы со злом, а не с позиций принятого в европейской традиции критического анализа.

Поэмы таджикских народных поэтов Миршакара (р. 1912) «Золотой кишлак» (1942), «Непокорный Пяндж» (1949), «Ленин на Памире» (1955), «Любовь и долг» (1962); Рахими (1901—1968) («Смерть за смерть, кровь за кровь», 1943), «Победа», 1947, «Светлый путь», 1952 и др); погибшего в 1945 под Варшавой Юсуфи Хабиба (1916—1945) («Песни Родины», 1939), Мирзо Турсун-Заде (р. 1911) («Солнце страны», 1936), «Сын Родины», 1942), «Невеста из Москвы» (1945), «Я с Востока свободного» (1950), «Голос Азии» (1956), «От Ганга до Кремля» (1970) связывали темы социалистического строительства, образов Ленина с истоками национально-освободительного движения народов Востока и были решены в излюбленной для персидской традиции эпической манере, восходящей к персидским месневи. Для таджикской поэзии были характерны романтическая приподнятость, эмоциональность и афористичность, идущие от классической и народной поэзии.

Включив советскую тематику в набор тем для поэтических импровизаций в персидском стиле, таджикские литераторы сохраняли национальную поэтическую традицию.

После распада Советского Союза в начале 1990-х в Таджикистане происходит ряд преобразований, связанных с установлением независимости, сопровождающихся столкновениями противоборствующих группировок внутри страны. Дальнейшее развитие литературного процесса в Таджикистане находится на перепутье.

Искусство и архитектура Таджикистана

На территории Таджикистана сохранились памятники культуры древнейшего среднеазиатского оседлого восточно-иранского населения и кочевых племён. Для развития искусства Таджикистана имело большое значение его местоположение на торговых путях между Востоком и Западом, культурно-экономические связи с Ираном, Индией, Восточным Туркестаном, Китаем, странами Средиземноморья, а также племенами и народами евразийских степей.

Древнее население Таджикистана внесло большой вклад в искусство Бактрии, Кушанского царства, Согда, Тохаристана и Ферганы, таджики средневековья — в искусство государств Саманидов и Тимуридов.

Художественная культура таджикского народа издревле сформировалась и развивалась в городах Бухара, Самарканд, Балх, Худжанд, Истаравшан и др. городах Средней Азии тесно связана с культурой других народов (особенно иранцев), поэтому многие памятники древнего и средневекового искусства являются их общим культурно-художественным наследием (например, архитектурные памятники Бухары и Самарканда, миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства).

Доисторическое и ахеменидское время
На территории Таджикистана обнаружены древнейшие памятники изобразительного искусства:
наскальные росписи охрой в гроте Шахты, в 40 км от посёлка Мургаб, Восточный Памир, 15—10-е тысячелетие до н. э.;
поселения неолитической гиссарской культуры на городищах близ г. Нурек (Туткаул, Сай-Саёд, оба — 6—5-е тысячелетие до н. э.)
посёлок Дангара (Куй-Бульен, поздний неолит).

В бронзовую эпоху (середина 2 — начало 1-го тысячелетие до н. э.) найдены грубая лепная керамика с геометрическим узором, а также простейших форм ювелирные изделия, бронзовые ножи, кинжалы, зеркала, булавки.

В эпоху Ахеменидов были построены древнебактрийского жилые здания из сырцового кирпича.

Об изобразительном искусстве этого времени дают представление золотые и серебряные ювелирные изделия так называемого Амударьинского клада. Неотъемлемой частью художественной культуры Таджикистана этого времени явилось искусство кочевых племён саков (бронзовые котлы со скульптурным декором, литые фигурные бляхи с изображениями животных, находки в курганных погребениях Памира; петроглифы — Северный и Центральный Таджикистан, Западный Памир).

Эллинизм
Из описаний античных авторов известно о существовании на территории Таджикистана городов эллинистического типа с оборонительными стенами и регулярной планировкой.

В целом искусство этого периода на территории Таджикистана представляет собой сложную смесь местных художественных традиций и эллинистических элементов. На это указывают:
- Остатки архитектурных сооружений, например, дворцово-храмовой комплекс в Саксан-Охуре, среднеазиатский по планировке — двор с 4-колонным айваном и обходным коридором, и эллинистический по деталям архитектурного ордера
- произведения архитектурно-декоративной скульптуры
- торевтики (серьга в виде протомы сфинкса и медный золочёный медальон с горельефным бюстом Диониса с Душанбинского городища)
- коропластики и керамики (терракотовые статуэтки и ангобированная керамические сосуды с городищ Саксан-Охур, Кей-Кобадшах, Яванского).

Советская эпоха
В апреле 1941 года проводилась декада Таджикского искусства в Москве. В её рамках, начиная с 12 апреля в Москве было показано три музыкальных спектакля Таджикского театра оперы и балета: опера «Кузнец Кова» С. Воласоняна и Ш. Бобокаланова по мотивам «Шахнаме» Фирдоуси (постановка Д. Камерницкого и Н. Зиновьева), опера «Восстание Восе» С. Воласоняна на либретто Турсун-Заде и Дехоти (постановка Р. Корох), музыкальное представление «Лола», а также балет «Две розы» («Ду гуль» либретто М. Рабиева, музыка А Ленского). Три драматических спектакля привёз в столицу Таджикский академический государственный драматический театр: «Краснопалочники» Улуг-Заде, «Рустам и Сухраб» В.В Волькенштейна и Пирмухамед-заде, «Отелло» Шекспира.

СМИ
В Таджикистане выходят 4 правительственные республиканские газеты: «Ҷумҳурият» и «Садои мардум» на таджикском языке, «Народная газета» на русском и «Халқ овози» на узбекском.
Со спутника ABS-1 (75.0°E) осуществляется вещание четырёх государственных телеканалов Таджикистана — Шабакаи аввал (Первый канал), Джахоннамо, ТВБ и ТВ Сафина.

0


Вы здесь » Все о ВОСТОКЕ » Таджикистан » Общие сведения.