Все о ВОСТОКЕ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Все о ВОСТОКЕ » Марокко » Фес.


Фес.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Фе́с или Фе́з (араб. فاس‎‎, фр. Fès) — старейший из четырёх имперских городов Марокко, расположенный  в северных предгорьях Среднего Атласа, административный центр провинции Фес, крупнейший на западе Африки центр исламской культуры и образования. Главный торгово-промышленный и транспортный узел в центральном Марокко. Текстильные фабрики, мукомольные, маслобойные, овощеконсервные, металлообрабатывающие (в т. ч. завод военного снаряжения) и деревообрабатывающие предприятия. Фес - крупный центр кустарно-ремесленного производства. Население Феса, согласно переписи населения 2004 года составляет 946 815 человек. Это 4-ый по величине город Марокко после Касабланки, Рабата и Марракеша.

На крайнем западе обширного арабского мира расположилось древнее государство Марокко, берега которого еще в давние времена посещали греки, римляне и финикийцы. Античная мифология сохранила легенду о «Геркулесовых столпах», которые воздвиг себе по обе стороны от Гибралтарского пролива Геракл. Эти «столпы» - скалы Гибралтар и Джебель-Муса – считались у древних народов рубежом мира на западе.

Города Марокко так непохожи один на другой, что кажется, будто выросли они на разной почве и строили их разные народы. Отчасти произошло это, может быть, потому, что культура этой арабо-берберской страны вместила в себя и богатство античного мира, и достижения иудейских ремесленников (иудеи появились здесь после разрушения Иерусалима войсками римского императора Тита), и идеи ученых, бежавших из Испании от преследований инквизиции.
Средневековые арабские города не имели единой градостроительной системы. Одни (например, Дамаск) возникли в глубокой древности и сохраняли в своей архитектуре черты античности и ранневизантийского периода; другие (Фустат, Куфа, Басра и т.д.) возникали на местах, где располагались арабские гарнизоны, что изначально и определило их строгий функциональный характер городов-лагерей.

История
История Феса начинается в первые века ислама. От известных городов Востока, Багдада или Каира, Фес отличается тем, что сохранил в архитектуре города свою многовековую историю. А судьба города уникальна, так как он был основан дважды. В 789 году султан, великий марокканский святой Мулай Идрис I, сын Фатимы – дочери пророка Магомета, решил не расширять Волюбилис – старую столицу Марокко, а построить собственный город на правом берегу реки Фес .«Фес» в переводе с одного из марокканских диалектов означает «деревянная мотыга». По легенде, святому Мулай-Идрису подарили мотыгу из золота и серебра. Ею он и очертил границы крепости, которой суждено было стать столицей династии Идрисидов - первой арабской династии Марокко. Вряд ли Мулай-Идрис предполагал тогда, что Фес станет столицей империи, простиравшейся от Испании до Сенегала. В 808 году его сын, 20 лет спустя, его сын - Идрис II, который сделал Фес столицей государства Идрисидов, построил напротив укрепленного лагеря отца, на левом берегу Феса, королевскую резиденцию, мечеть и рынок. Длительное время, вплоть до последних десятилетий XI века, это были два противостоящих друг другу враждующих между собой городка. О первоначальном планировочном замысле и характере застройки что-то определенное сейчас сказать трудно, но уже через полвека в каждом из них была своя квартальная мечеть. Полулегендарная история приписывает основание этих мечетей двум сестрам – дочерям некоего выходца из города Кайруна. Похожие друг на друга, как сестры, обе мечети имели свой молитвенный колонный зал с нефами, параллельными стене киблы, небольшой минарет и сахн – обсаженный деревьями дворик. Во время правления Фатимидов обе мечети приобрели статус соборных, что сказалось не только на архитектуре их самих, но и окружающих зданий. Обе мечети оказались в центре общественной жизни своих городков: к ним сходились торговые улицы, и потому вокруг них стали группироваться и жилые кварталы.
Из-за своего более удобного географического местоположения левобережная часть Феса в этот период развивалась интенсивнее, чем правобережная. Именно к западной части города вплотную подходили пути, связывавшие Фес с берегами Атлантики и Средиземного моря. В 1069 (или 1075) году, когда султан Юсуф ибн Ташфина Альморавида объединил оба города в один, в левобережной части развернулось обширное строительство. В объединенном городе выделился общий центр, которым стала мечеть Карауин, впоследствии приобретшая функции мусульманского университета.

С начала IX века Фес стал духовным центром Марокко. Альморавиды в XI веке объединили обе части города, а при Альмохадах в конце XII века Фес стал одним из крупнейших (если не самым крупным) городом всего исламского мира. В середине XIV века Мариниды восстановили Фес в качестве столицы Марокко и украсили его новыми зданиями.

Фес всегда являлся одним из центров национально-освободительной борьбы марокканцев (восстание 1912 в против французского протектората, массовые выступления и демонстрации 1936-1937, 1951, 1954 и др.). После завоевания Марокко независимости в1956 году Фес стал одним из крупных экономических и культурных центров страны.

география
В настоящее время Фес состоит из трех частей:

Фес эль-Бали — старая медина, окружённая средневековой стеной — одна из крупнейших пешеходных зон в мире. Числится среди памятников Всемирного наследия с 1981 года. В Старом Фесе имеется также два совершенно разных района. На протяжении 8 века 8000 арабских семей осели на правом берегу Уади Фес, после того, как были изгнаны из Андалусии Христианскими отрядами.
Еще 100 спустя 2000 керуанских семей обосновались на противоположном берегу. Андалусские арабы принесли с собой искусство и цивилизацию, находящуюся на вершине славы - о чем свидетельствуют роскошные убранства, фрески, мозаика в Андалусской мечети и в мадрасе ас-Сахридж (Кораническая школа).

Фес-Дждид — вторая медина, основанная в XIII веке Маринидами. Этот квартал изобилует памятниками эпохи Маринидов, включая дворец эмира и облицованный полихромной плиткой минарет. В этом же районе расположено древнее Фесское гетто, большая часть жителей которого в последние десятилетия выехала в Израиль.

Новый Фес заложен в 1916 году маршалом Юбером Лиотеем в соответствии с принципами европейского градостроительства. После подписания в 1912 году Фесского договора Марокко на полвека стало французским протекторатом.

Окруженный нескончаемыми садами и виноградниками, город в прошлом был важнейшим торговым центром. И сегодня в Фесе много живописных базаров, каких, пожалуй, не встретишь в других городах Марокко. Узкие улицы-траншеи, где не разъехаться двум встречным ослам, переходят в полутемные, крытые железом тоннели. По обе стороны тянутся нескончаемые ряды прилавков, заваленных обувью, посудой, парчой…. Ряды ювелирных изделий кажутся волшебной пещерой из сказки «Али Баба и сорок разбойников»: от пола до самого верха, как связки баранок, здесь развешаны золотые браслеты, ожерелья, кольца, бусы; проходы заставлены чеканной серебряной посудой, на стенах – дорогие кинжалы, мундштуки, кальяны…..

После переезда короля в Рабат Фес стал обычным провинциальным городом, но остался религиозной святыней Марокко, к тому же сохранил за собой славу торгового и ремесленного центра.

Информация
Рестораны и кафе: На территории медины много маленьких и недорогих ресторанчиков. Рестораны и кафе закрываются в основном в 21.00, средняя стоимость посещения 3-12$.
Ночные бары и дискотеки: расположены в основном в крупных отелях. Стоимость напитков иногда переходит разумные границы. Музыка интернациональная.
Телефон: 8-10212-5-(городской телефон 6 знаков)
Полиция: 19
Пожарная служба: 15
Аптека: (круглосуточно): Av. Abdelkrim el-Khattabi. Тел. 62 33 80.
Аэропорт: Аэропорт Феса расположен в 15 км к югу от города. Обслуживает рейсы на Касабланку (50$), Марракеш (70$), Танжер. За билетами обращаться в агентство Royal Air Maroc (RAM) по адресу: 54, Av. Hassan II. Тел. 62 55 16.
Время работы с 8.30 до 12.15 и с 14.30 до 19.00. По субботам и в праздничные дни с 8.30 до 12.00 и с 15.00 до 18.00. Продажа билетов только по кредитным карточкам.
От железнодорожного вокзала до аэропорта ходит автобус №16. Цена билета около 0,3$. Маршрутное такси до аэропорта стоит 0,8$.
Железнодорожные вокзалы:
Железнодорожный вокзал расположен в новом городе в 10 мин. от площади Флоренции (Florence). Поезд — самый удобный способ передвижения. 9 поездов ежедневно отправляются в Касабланку (5 часов в пути) с остановками в Рабате (4 часа в пути) и Мекнесе (1 час в пути). До Марракеша (около 8 часов в пути) идут прямые поезда в 7.20 и в 9.40. До Танжера (6,5 часов в пути) идут два прямых поезда в 13.10 и в 16.10.
Автовокзал: Автовокзал находится в новом городе на бульваре Мухаммеда V. На рейсы Фее — Марракеш и Фее — Танжер билеты лучше покупать заранее. Ежедневно 8 автобусов идут в Касабланку (8$, 5 часов в пути). Все они, кроме отправляющегося в 7.00, останавливаются в Рабате (6$ и 3 час. 30 мин. в пути) , и все, кроме отправляющегося в 9.30, делают остановку в Мекнесе (2$ и 1 час пути). Два рейса в день, в 6.30 и 21.00, обслуживают Марракеш (13$ и 9 час. в пути). Два рейса в день, в 11.00 и в 18.00, отправляются в Танжер (9$ и 6 час. в пути).
Поездка на внутригородских автобусах стоит около 0,2$. Билеты приобретают у кондуктора.
Прокат автомобилей:
Avis. 50, bd Chefchaouni. Тел. 62 67 46.
Budjet. Hotel Palais Jarnai, Bab Guissa. Тел. 63 43 31.
Europcar. 41, Av. Hassan II. Тел. 62 65 45.
Hertz. Bd Llla Maryam. Тел. 62 28 12. Аэропорт. Тел. 651823.
Что касается цен на автомобили, то они варьируются в зависимости от класса и модели. В среднем рассчитывайте в день на 35-60$, за неделю - 460-800$ в международных компаниях по прокату.
Такси: Внутригородские такси красного цвета стоят недорого. Оплата по таксометру. Обслуживать аэропорт таксистам запрещено.

http://s019.radikal.ru/i602/1204/9b/35814d260858.jpg

0

2

Город Фес расположен в 198 км от Рабата, его население составляет 920 тыс. жителей. Самый древний город Марокко, Фес является одним из первых цивилизованных городов арабского мира. Это таинственная столица Магриба, в которой таятся великие предания прошлого. Многие из туристов стремятся в Фес именно для того, чтобы увидеть его древнюю медину Фес-эль-Бали, самую обширную из сохранившихся в Марокко. По сути, - это огромный музей, расположившийся прямо под открытым небом. Достаточно сказать, что в прежние времена страна носила название Королевство Фес. Город и поныне считается духовным и культурным центром Марокко, а его знаменитый  Кайруанский университет известен далеко за пределами Королевства. Фес гармонично развивается. В нем организованы современные производства текстильной, химической, металлообрабатывающей, кожевенной, деревообрабатывающей промышленности и художественные ремесла, среди которых выделяются ткачество, обработка кожи, ювелирное и гончарное дело. В городских кварталах прямо на ваших глазах рождаются удивительные сувениры ручной работы. Фес традиционно считается оплотом местной буржуазии, столетиями поставляющей основные кадры интеллектуальной, экономической и чиновничьей элиты Королевства.
Любопытно, что при слове "феска" люди сейчас же вспоминают Турцию, хотя даже само название этого головного убора прямо указывает на его арабское происхождение, связанное с марокканским городом Фес. Обычная форма фески – усеченный конус из шерсти или красного фетра, украшенный кисточкой черного цвета. Фески красные потому, что их обычно красили соком красной ягоды, растущей в окрестностях Феса. Этот головной убор всегда был принадлежностью мужчин правящих классов. Некогда существовала поговорка о том, что, если феску наденет женщина, наступит конец света.

Фес – очень древний город. Неудивительно поэтому, что его  перестраивали и достраивали представители различных династий в разные времена и эпохи. Сейчас он состоит из трех основных частей: современного города, расположенного на холмах, а также Старой и Новой медины, раскинувшихся в низине. С высот современного города открывается прекрасный вид на историческую часть Феса. Своеобразными ориентирами, расположенными по обеим частям медины, являются здания Северного и Южного арсеналов. Эти здания видны практически отовсюду. Попасть в медину  можно от Центрального автовокзала, расположенного напротив ворот Баб-Махрук. Пройдя ворота, следует пересечь площадь Бу-Джелуд и, углубившись в Медину по улице Сарраджин-Бу-Джелуд, выйти на площадь Паши-эль-Бахдади. Оказавшись на площади, вы увидите слева ворота Баб-Бу-Джелуд – главный вход в  Фес-эль-Бали, а справа будет Новая медина Фес-эль-Дждид. От ворот Баб-Бу-Джелуд начинаются две широкие улицы под названиями ул. Талаа-Сегара и ул. Талаа-Кебира. В старой медине  проще всего ориентироваться по зданиям мечетей Кайруан и Андалус, находящихся на берегу реки Фес. Основной ориентир Новой медины – королевский дворец Дар-эль-Махзен.
В Старом городе – настоящем лабиринте узких и маленьких улочек очень легко заблудиться, поэтому в первое время просто необходимо пользоваться услугами гидов. Если же вы все-таки  потерялись, просите помощи у местных жителей. Разумеется, в большинстве случаев вам придется за это заплатить. Другая опасность, подстерегающая туристов в Старом городе – многочисленные карманники, от которых нужно беречь деньги и вещи.

http://s019.radikal.ru/i623/1204/0a/9b59f817ef05.jpg

0

3

Фес - окруженный нескончаемыми садами и виноградниками, город в прошлом был важнейшим торговым центром. И сегодня в Фесе много живописных базаров, каких, пожалуй, не встретишь в других городах Марокко. Узкие улицы-траншеи, где не разъехаться двум встречным ослам, переходят в полутемные, крытые железом тоннели. По обе стороны тянутся нескончаемые ряды прилавков, заваленных обувью, посудой, парчой…. Ряды ювелирных изделий кажутся волшебной пещерой из сказки «Али Баба и сорок разбойников»: от пола до самого верха, как связки баранок, здесь развешаны золотые браслеты, ожерелья, кольца, бусы; проходы заставлены чеканной серебряной посудой, на стенах – дорогие кинжалы, мундштуки, кальяны…..

Старая медина Фес-эль-Бали
Медина в Фесе начинается сразу же за воротами Бу-Джелуд. Когда-то они предназначались для торжественных выездов султана, а теперь под пышной центральной аркой, украшенной богатым орнаментом, пестрым потоком течет шумная людская толпа. Медина разделяется на отдельные районы, каждый из которых представляет собой замкнутую структуру: имеет свою мечеть, собственное водоснабжение, хлебопекарню и хамам (турецкую баню). Узкие, извилистые улочки медины, фонтаны во внутренних двориках, шум базара складываются в ни с чем не сравнимую картину, которая как будто открывает окно в другой мир. Вечером, когда ветер с гор приносит в узкие улочки медины прохладу, они наполняются народом. В одной из многочисленных лавчонок марокканец может купить глиняную посуду, в общественной пекарне – испечь хлеб, из городского фонтана – набрать воды. Туристов привлекает в медине пышный дворец султана, экзотика пестрых лавочек, пряные запахи и андалузские мелодии, звучащие в кофейнях… Товары, которые в медине являются предметами первой необходимости, в европейской части Феса становятся сувенирами.

Старый Фес - Фес-эль-Бали несколько изолирован от остальной части города. Это произошло потому, что вокруг него со временем образовались многочисленные кладбища, которые не позволяли вести новое строительство рядом с мединой. Фес-эль-Бали располагается по обоим берегам реки Фес. Он представляет собой замысловатое переплетение узких извилистых улочек,  это - уникальные мечети с медресе, шум базара, ослики, нагруженные снедью, бани и непередаваемая смесь восточных ароматов. Замечательно то, что все дома, мастерские и лавочки медины  сохранились в своем первозданном виде, поэтому вы можете часами блуждать по настоящему средневековому городу, восхищаясь тонкой резьбой, украшающей дома, арабесками над их входами, цветной мозаикой и массивными железными кольцами, исполняющими роль современного дверного звонка. Только здесь приходит понимание того, что все сделано добротно, на века.

С середины прошлого века усилиями ЮНЕСКО в медине ведутся реставрационные работы, а в Список  всемирного культурного наследия Фес-эль-Бали была внесена в 1980 году. Власти города понимают, что пока в медине живут и работают люди, она остается активной и деятельной частью города, а не просто музеем под открытым небом. Поэтому жителям медины  предоставлены немалые налоговые льготы, призванные удержать их от переезда в более благоустроенные районы города. Крепостные стены, со всех сторон окружающие Фес-эль-Бали, имеют несколько ворот: Баб-Дждид, Баб-Махрук, Баб-Зият, Баб-Фтух, однако основными воротами, находящимися на стыке двух медин, считают Баб-Бу-Джелуд. За этими воротами начинается таинственный мир, состоящий более чем из 9400 улочек и переулков, треть из которых заканчиваются тупиками, а их общая протяженность составляет 73 километра. Множество небольших площадей, образовавшихся на пересечении улиц, служат местом бойкой торговли. Ремесленники работают прямо на улицах медины: жители до сих пор используют произведения их труда в повседневной жизни, а для туристов они – не более чем экзотические сувениры. Утверждают, что до сих пор никто не смог составить подробную карту медины. Это похоже на правду, так как для того, чтобы уверенно ориентироваться, в ней нужно родиться и вырасти. Днем Медина малолюдна по причине жары, зато вечером, когда ветер с гор наполняет ее прохладой, она оживает: звучит андалузская музыка, в воздухе струятся ароматы кофе.

При кажущейся беспорядочности застройки медина четко структурирована: внутри нее существует 40 кварталов, каждый из которых содержит свою мечеть, систему водоснабжения, хлебопекарню и хамам. На ночь проход в квартал перекрывался специальными дверями, представляющими собой единственный вход в квартал. Сейчас в этом нет необходимости, но местные жители традиционно в ночь с пятницы на субботу закрывают двери кварталов. Нужно сказать, что все дома медины  скреплены между собой известняковыми плитами, поэтому медина фактически представляет собой единое целое, и догадаться о переходе из одного квартала в другой можно только по тем самым дверям. Трудно также определить достаток человека по тому, как выглядит его дом. Снаружи они одинаковы, различается только интерьер, увидеть который можно лишь случайно – в приоткрытую дверь. Центром старой Медины считают квартал Кайруан. Другой древний квартал Медины, расположенный на противоположном берегу Феса, населяют выходцы из Андалусии. Городские кварталы восточных городов традиционно формировались по ремесленной специализации. Так, в квартале Таннеурс располагается кожевенное производство, гончары живут в квартале Хенне, работой кузнецов можно полюбоваться в квартале Сеффарин, а столярные мастерские находятся в Неджарине. В торговых кварталах медины продаются всевозможные специи, а ткани – в самом знаменитом квартале Киссария.
Жителя  медины редко покупают готовый хлеб. Вместо этого женщины замешивают утром тесто и делают лепешки. На каждую из них ставится особое клеймо. Лепешки затем относят в ближайшую пекарню. Перед обедом по всему кварталу разносится умопомрачительный аромат свежевыпеченного хлеба, который хозяйки разбирают, узнавая его по своему клейму.
Традиционные марокканские дома не имеют окон по фасаду.  Окна есть только в помещениях, выходящих во внутренние дворики. Такая архитектура всегда защищала от дневной жары и чужого глаза и была общепринятой. Обычно арабские дома делались двухэтажными, причем второй этаж не перекрывался и служил террасой, на которой отдыхали, сушили белье. Если семья разрасталась, террасу перекрывали тоже, а над ней устраивали новую террасу. Время, однако, вносит свои коррективы: теперь у арабских домов появляется новый непременный атрибут – спутниковые тарелки для приема телевизионных каналов.
Улочки медины  очень узкие, никакой современный транспорт по ним не проедет, поэтому марокканцы не могут обойтись без осликов. Это традиционное "транспортное средство" широко используется до сих пор и, если вы услышите крик "Балак" (Осторожно!), знайте, что вам предстоит разойтись с очередным осликом, груженным всякой всячиной. Сделать это бывает непросто – приходится буквально вжиматься в ближайший дверной проем. Городские власти обязали владельцев осликов иметь специальные мешки, в которые те должны собирать продукты жизнедеятельности осликов, поэтому не бойтесь наступить на "мину". Специфика медины потребовала даже дополнений в правила дорожного движения – на стенах домов можно увидеть знак: "Ослам проход запрещен".

0

4

Усыпальница Меринидов.
В северной части Старой медины  можно увидеть величественные руины эпохи Меринидов, относящейся к XIV веку. Более того, часть комплекса является еще древнее, некоторые его фрагменты датируются XII веком – т.е. эпохой Альмохадов. Комплекс состоит из захоронений Меринидов, симметрично расположенных до самых ворот Баб-Гуйса.

В северо-западной части Старой медины  находится здание Северного арсенала, в котором сейчас располагается Музей Армии. Здание было построено в 1582 году по приказу султана династии Саадитов Ахмеда аль-Мансура для защиты города и контроля над ним. В 1963 году сюда была перенесена коллекция оружия из Музея эль-Батха. Со временем сформировалась экспозиция, где в 16 залах в хронологическом порядке представлена история вооружения марокканской армии, а также армий других стран.

Дворец мавританского стиля Дар-эль-Батха, в котором расположен музей, был построен в 1873-1897 годах. Начинал строительство султан Хасан I, задумавший создать здесь прекрасный сад в андалузском стиле, чему способствовала близость реки Фес, воды которой должны были стать основой ирригационной системы орошения сада. Заканчивать строительство пришлось султану  Мулай Абдельазиз. Экспозицию, размещенную во дворце, называют Музеем искусств и традиций Феса. Другое название – Музей марокканского искусства. Здесь собраны книги по искусству, керамика, ковры, коллекция бронзовых дверей. Дворец Дар-эль-Батха славится также тем, что в  мае и сентябре в нем проходят концерты андалузской музыки.

Ворота Баб-Бу-Джелуд – это монументальные ворота, построенные в мавританском стиле в 1912 году. Форма ворот, представляющих собой три арки, наглядно демонстрирует идею трансформации фортификационного сооружения в  декоративные ворота. В оформлении центральной арки и расположенных по ее бокам арок поменьше доминирует традиционный для фесской керамики бело-голубой цвет и растительные мотивы орнамента. Большинство ворот Феса датируются XIII веком, поэтому Баб-Бу-Джелуд считаются молодыми воротами медины. Через них виден минарет медресе Бу-Инанья.
Любопытно, что учебные заведения  арабских стран – медресе  возникли гораздо раньше, чем их  европейские аналоги. Слово "медресе" с арабского можно перевести: "мудрый" или: "обучение, воспитание". Первоначально это были светские училища. Полагают, что латинское словосочетание: "alma mater" является простым искажением арабского аль-мадраса (аль-медресе), а традиционные четырехуголки, украшающие профессуру западных университетов, своим прообразом имели знаменитые фески Марокко.

Медресе Бу-Инанья – самая большая медресе города Феса. Она была создана султаном Абу Инаном. В медресе ведут две двери. Та, через которую входят, не снимая обуви, считается парадной. Она богато отделана бронзовыми украшениями. Другая дверь ведет непосредственно в молитвенный зал, входить в который в обуви категорически нельзя. Небольшой узкий вестибюль ведет к бассейну для омовения. Комнаты учеников, отличающиеся довольно аскетическим интерьером, выходят во внутренний двор медресе. Отделка двора, лестницы, ведущей наверх, где располагаются комнаты учеников, выполнена мрамором, фаянсом и ониксом. Резные украшения из кедра на фризах и перемычках эффектно контрастируют с белоснежными плитами стен, украшенными мозаикой. По всему периметру стены заполнены цитатами из Корана, выполненными черным на белом фоне. Завершают ансамбль великолепные потолки с мастерски выполненной резьбой по дереву. Прямо по двору медресе протекает небольшой приток реки Фес. Два мраморных мостика, перекинутых через поток, отделяют молитвенный зал с колоннами из оникса от остальной части медресе и являются недвусмысленной границей, пересекать которую немусульманам строго запрещено.

Дом с часами Дар-з-ль-Маган, расположенный напротив медресе Бу-Инанья, интересен водяными часами, установленными на его фасаде XIV века. Часы давно сломались, а так как никому не известен принцип их действия, никто не в состоянии отремонтировать древнюю конструкцию из медных чаш и деревянных блоков.

Караван-сарай эль-Наджарин.
Часть здания караван-сарая сейчас использует как Музей произведений искусства из дерева, вторую половину занимает ресторан традиционной восточной кухни. Вплоть до начала XX века трехэтажное здание караван-сарая, построенное в XVIII веке, предназначалось для торговцев предметами роскоши. Здание было в 1998 году реставрировано. Снимать здание и его отделку можно, а вот фотосъемка экспонатов музея запрещена. В экспозиции представлены музыкальные инструменты разных эпох, предметы быта и пр.

0

5

Новая медина Фес-эль-Дждид

Новая Медина Фес-эль-Дждид, называемая часто Средним городом, была построена в 1276 году султаном Абу-Юсефом. Замысел султана состоял в том, чтобы повысить свой авторитет среди жителей старого города, одновременно получив нам ним контроль за счет постройки касбы.

Касба Шерарда, расположенная в северной части города, королевский дворец Дар-Махзен на его западе и еврейский квартал Меллах образуют Новую медину. Фес-эль-Дждид окружена крепостными стенами также, как старая медина - Фес-эль-Бали. Попасть в касбу Шерарда можно через ворота Баб-Сегма. Построенная в качестве фортификационного сооружения XVII века султаном Мулаем Рашидом, касба Шерарда была так названа в честь древней касбы Шерарда, некогда охранявшей спокойствие местных племен. Под стенами касбы в настоящее время находятся кладбища, на территории самой касбы размещается госпиталь Ибн-эль-Хатиба. Захоронения Альморавидов и Альмохадов находятся у ворот Баб-Махрук, а между ними расположен мавзолей Сиди-Бубкер-эль-Араби.

Королевский дворец Дар-Махзен, расположенный в центре Новой Медины, в настоящее время закрыт для посещения. Его главной достопримечательностью являются семь металлических дверей, украшенных сложным геометрическим узором. Над дверями располагаются мозаичные медальоны, выполненные в нехарактерной для Феса цветовой гамме, как, впрочем, и вся мозаика дворца.

Меллах. Вы без труда определите местонахождение Меллаха по окнам домов, выходящим на улицы города. В традиционных арабских кварталах окна домов смотрят во внутренние дворики. Евреи были приглашены сюда в 808 году султаном Идрисом II в благодарность за услуги, оказанные ему в борьбе за престол. Их позвали совершенно официально наравне с христианами, однако евреи должны были ежегодно платить 30 тыс. динаров. Им был отведен специальный квартал города под названием Фундук-аль-Яхуди с единственными воротами в стене, окружавшей квартал. Пик влияния еврейской общины приходится на период IX-XI веков, а прежде они часто подвергались жестоким преследованиям. Часть их общины была в 987 году депортирована в алжирский город Ашир, а в 1035 году мусульмане, захватившие Фес, уничтожили около 6000 евреев. В 1165 году власть в Фесе захватили Аль-Мохады, которые в жесткой форме под страхом смертной казни потребовали от евреев принять ислам. Многие из обитателей квартала бежали тогда из Феса в другие страны, другие приняли ислам, формально отрекшись от иудаизма. Право исповедовать свою религию евреи получили только в 1244 году при династии Меренидов, что не помешало мусульманам напасть в 1275 году на еврейский квартал, убив около 40 его обитателей.

Синагога Данан – вполне доступное для туристов место квартала Меллах. Для вас с удовольствием устроят небольшую экскурсию, покажут старые фотографии и прокомментируют их. Специальное окошко в полу синагоги дает возможность увидеть микву, предназначенную для омовения невесты. Имейте в виду, что после окончания экскурсии с вас потребуют плату в качестве добровольного пожертвования в размере 10 DN.

0

6

Кожаные дубильни и красильни Шуара

Кожаные дубильни и красильни Шуара – одно из самых экзотических зрелищ для туристов, прибывающих в Фес. Они видят замкнутые дворы, расположенные прямо под открытым небом и заполненные огромными каменными чанами XI века.

Технология ручного кожевенного производства, уходящая корнями в глубокую древность, сегодня практически не изменилась. Секреты дубления, окраски и отделки кожи все так же передаются из поколения в поколение, как и 1000 лет назад. Мало кто знает, что фесские ремесленники обрабатывают кожи по старым рецептам – без применения кислот, щелочей и другой «химии». Используются только шкуры животных, которых Коран разрешает употреблять в пищу. Кожи очищают от шерсти негашеной известью, голубиный помет и соль используются для придания им мягкости. В производстве используются только натуральные красители, которые получают из различных растений. Шафран дает желтый цвет, паприка – красный. Зеленый цвет получают, используя мяту.  Для обеспечения высокого качества товара кожи многократно выдерживают в различных растворах, долго держат в штабелях, придающих равномерность их окраске, затем промывают и высушивают. Это очень вредное для человека производство. Приходится много времени проводить на палящем солнце, стоя в холодной воде, работая с едкими растворами. Чтобы как-то защитить себя, рабочие смазывают руки и ноги оливковым маслом. Здесь могут работать только мужчины. Изделия, полученные путем современной промышленной технологии обработки кожи, значительно дешевле, но настоящие ценители знают, что ручная обработка дает более токую, эластичную и мягкую кожу. Если же промышленная технология победит, большая часть мастеров потеряет работу, так как ничего другого они делать просто не умеют, а уникальное древнее ремесло будет утрачено.

В чанах с дубильными веществами и красителями полуобнаженные мужчины утрамбовывают кожу, стоя в едкой жидкости. Вся картина напоминает гигантскую палитру художника, вызывая жуть и восхищение. Здесь же неподалеку размещаются магазины, торгующие кожаными изделиями на любой вкус от бабуш, ремней и кошельков до курток и пальто. В них устроены особые террасы, с которых хорошо виден весь технологический процесс. Мастера давно привыкли к любопытным туристам и научились не обращать внимания на их гомон и щелчки фотоаппаратов. Однако за вход на террасу нужно заплатить не менее 10 DN. Иное дело, если вы купите что-то в магазинчике, - тогда можно смотреть и без оплаты. Нужно заметить, что запах кожаного производства приятным не назовешь и чувствуется он издали. Туристам рекомендуют запастись пучком мяты, так как запах этого растения может перебить ужасную вонь, сопровождающую производство кожи. Однако, из этой кожи делают лучшие на свете бабуши – такие, которые даже неискушенный покупатель отличит от всякой другой обуви на любом базаре Марокко.

http://s019.radikal.ru/i617/1204/3b/9d87b27113c0.jpg

http://s019.radikal.ru/i612/1204/18/67f66e576c59.jpg

http://s14.radikal.ru/i187/1204/50/bd31df27f0f9.jpg

0

7

Мечети Феса

Главной особенностью Феса, придающей ему неповторимое очарование, являются многочисленные мечети, при которых иногда организованы медресе. Мечети Феса датируются в основном XIV веком. Самая знаменитая мечеть города – Кайруан, мечеть Аттарин поражает резьбой по камню и дереву, в Мечети Бу-Инанья удивительные витражи в мавританском стиле, Сахридж – отличается своим бассейном для омовений. Учтите, что во все мечети Феса допускаются только правоверные мусульмане.
Завийя Мулая Идриса занимает особое место среди мечетей Феса. Здесь находится усыпальница Идриса II – прямого потомка Пророка, священного покровителя города и его основателя. Это – наиболее охраняемая и почитаемая святыня города и даже всего мусульманского Марокко. В завийе всегда много нищих, так как одна из заповедей Пророка повелевает подавать милостыню. Сюда устремляются толпы паломников со всего света в надежде получить исцеление от болезней и обрести бараку. В прошлые времена здесь укрывались люди, преследуемые властями, так как на Святой земле никто не был вправе лишить их убежища. Территория завийи огорожена бревнами, установленными на высоте 1.6 метра от земли. Такая ограда призвана смирять гордецов, которые невольно кланяются, чтобы пересечь ее. Кроме того, ограда предохраняет святыню от осквернения лошадями и осликами, случайно оказавшимися здесь. Прежние порядки были настолько строги, что даже по улицам, примыкающим к усыпальнице, можно было передвигаться лишь босиком. Теперь нравы смягчились и достаточно оставить свою обувь перед входом. Тем не менее, завийя Мулая Идриса остается единственным местом в Магрибе, куда до сих пор не допускают женщин. Для них предназначены специальные отверстия в стенах, к которым они могут приложиться, причем отверстия расположены с обратной стороны мечети. С художественной точки зрения мечеть является образцом, поражающим своей скульптурной композицией, богатством отделки, ажурной резьбой по камню и дереву. Молитвенный зал освещается многочисленными люстрами. Удивительная коллекция часов размещена здесь. За отполированной миллионами прикосновений медной фигурной решеткой находится главная святыня – скрытая в глубине мечети гробница Идриса II.

Мечеть Кайруан

Мечеть Кайруан – старейшая мечеть Феса. Она была построена в 859 году, минарет мечети датируется 956 годом. В середине XX века мечеть была отреставрирована. Прежде, до постройки мечети Хасана II, расположенной в Касабланке, мечеть Кайруан считалась самой большой мечетью в Северной Африке и могла вместить одновременно до 22 тыс. человек. Она была основана в квартале Кайруан одной богатой женщиной – беженкой из Тунисского города Кайруан в память о своем отце. С тех пор мечеть неоднократно перестраивалась, достраивалась и украшалась, так как каждая правящая династия считала это своим долгом. Сейчас она представляет собой сооружение с кровлей из зеленой черепицы, увенчанное пятью куполами. Поражают размеры центрального молитвенного зала мечети. Он имеет 16 рядов колонн и 10 поперечных нефов. Декор интерьера восточный, традиционный: орнаменты, позолота, арабески и затейливая резьба по дереву. Фонтаны для омовения, 2 павильона, построенные в XVI и XVII веке, находятся во внутренних двориках мечети. К ней можно подойти практически с любой стороны, так как основные фасады мечети Кайруан выходят непосредственно на оживленные улицы Феса. Через столетия она оказалась в центре общественной жизни города, торговые улицы сходятся к ней. Местные жители говорят о том, что все дороги ведут к Кайруану. Фатимиды присвоили ей статус соборной мечети. Со временем вокруг выросли жилые кварталы города. Свой современный вид мечеть Кайруан приобрела в эпоху Альморавидов. С XII века она не только является центром, вокруг которого развивался весь город, но превратилась в комплекс зданий, включающий хамамы, завийя, медресе, торговые ряды и гостиницы. Этот комплекс настолько плотно застроен, что дома горожан вынуждены были потесниться. В IX веке при мечети Кайруан был основан университет, принесший городу Фес славу культурного и религиозного центра всего арабского Востока. Это был один из старейших университетов мира. Более 8 тыс. студентов со всего Магриба в XIV веке обучались здесь мудрости и богословию. Преподавалось до 7 дисциплин. Преподавателей Кайруанского университета мог назначить только сам султан - эта должность была почетна и ответственна. Уже тогда преподаватели университета совмещали теоретическую работу с сугубо практическими занятиями коммерцией. Впоследствии именно преподаватели Кайруана основали знаменитый Каирский университет. Студенты также подрабатывали, обучая детей богатых жителей Феса. Очень часто богачи после своей смерти оставляли университету значительные средства, которые использовались для выплаты стипендий самым талантливым студентам. Кстати, одним из выпускников Кайруанского университета был римский папа Сильвестр II, который ввел в обиход арабские цифры, столь привычные для нас сегодня. Библиотека Кайруанского университета была создана в 1349 году. В ней до сих пор хранятся редкие рукописные издания Корана, древние манускрипты и научные труды. Именно Кайруан стал оплотом национально- освободительного движения марокканцев в период французского протектората. В 1956 году, после обретения страной независимости, она была обременена необходимостью выплаты в качестве компенсации огромной суммы в пользу Франции. Именно университет передал тогда монарху Марокко все свои средства для использования на благо Королевства.
С университетом Кайруана связаны старинные студенческие традиции. В XVII веке студенты могли в течение одного месяца управлять всем городом. Устраивались торжества, напоминающие карнавал, на которых студенты выбирали правителя на неделю – от пятницы до пятницы. После избрания халифа-студента в течение целого часа принимал как равного себе настоящий правитель Феса. Студент мог, не опасаясь последствий, говорить обо всем, что он думает по поводу управления страной, становясь "халифом на час". В дни своего правления студенты стремились всеми своими силами улучшить положение бедных людей. В эти дни прекращались неправедные суды и расправы, предпринимались усилия по просвещению народа, облегчению участи бедняков, стариков и больных.
Необычные впечатления остались у нашего соотечественника, основателя МХАТ В.И.Немировича-Данченко, посетившего Кайруанский университет в 1845 году. Университет его разочаровал, так как он решил, что никаких точных наук в нем не преподается, а сами мудрецы с этими науками не знакомы. Его удивило, что они мало читают, если читают вообще. Гостя поразило, что здесь считают ненужным знать чужие мысли, так как у каждого должны быть свои, а также мнение о том, что знания нужны только неверным, правоверных спасает благодать.

Медресе Аттарин
Медресе Аттарин находится напротив мечети Кайруан. Это вторая по известности медресе города после Бу-Инанья. Двухэтажное здание мавританского стиля, построенное в 1325 году султаном Абу Саидом Атманом, отличается своей утонченной красотой. В его отделке использована глазурованная плитка, мозаичные медальоны, резные деревянные детали тончайшей работы, изящные арабески. Обращает на себя внимание роскошная бронзовая люстра весом 1400 кг. Двор облицован бело-коричневой керамикой. Интересен расположенный на первом этаже мраморный бассейн, комнаты учеников, расположенные на втором этаже здания, отличаются прекрасной деревянной отделкой.
Будучи в Фесе, невольно обращаешь внимание на то, что декор старинных марокканских зданий неповторим и уникален. Древние мастера работали дотошно и кропотливо – повтор рисунка считался недопустимым явлением. Штампы появились гораздо позже. Они упростили работу мастеров, но и обезличили ее в какой-то степени.

Караван-сарай Тетуан
Караван-сарай Тетуан обязан своим названием купцам, приезжавшим из Тетуана и любившим останавливаться именно здесь. На первом этаже помещения располагались склады и небольшие лавки, на втором были жилые помещения для гостей, а внутренний двор был "парковкой" для лошадей и мулов, которые в большом количестве сопровождали восточных купцов. В вестибюль караван-сарая можно попасть прямо с улицы, миновав массивную дверь. Отделка вестибюля соответствует эпохе Меренидов. Во дворе, образованном внутренними галереями, обращают на себя внимание большие старинные весы, расположенные напротив вестибюля под навесом. Балюстрады галерей украшены резьбой по дереву и элементами, изготовленными из кованого железа.

Мечеть и медресе Андалус.
Как и во всех мечетях Феса, вход разрешен только для мусульман. Здание мечети, построенное в мавританском стиле IX века, в XIII веке было богато декорировано и расширено. Андалусская мечеть была построена младшей сестрой основательницы Кайруанской мечети Фатимы Мухаммед бен Фехари. Неудивительно поэтому, что мечети очень похожи, более того, их судьба долгое время складывалась одинаково. Каждая из них является своеобразным центром притяжения, к каждой ведут окрестные улочки. Они обе стали соборными в одно и то же время. Дальнейшее активное развитие левобережной части города повысило значение мечети Кайруан, а статус мечети Андалус понизился до обычной мечети правобережной части города. Тем не менее, на правом берегу Феса центральной является мечеть Андалус, выделяющаяся из городской застройки своим монументальным порталом с кедровым навесом и торговой площадью, находящейся перед ней.

0


Вы здесь » Все о ВОСТОКЕ » Марокко » Фес.