ЧЕТКИ

Словари утверждают, что чётки (от др.-рус. чьтѫ – считать, читать, почитать) – шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Арабский вариант слова, обозначающего чётки, – «ас-субхах» (от «ат-тасбих») означает восхваление Аллаха – «Субханаллах». В языках персидской группы их так и называют – «тасбих». Перебирая чётки, верующие повторяют слова молитв, зикра, а строго определённое количество бусин помогает знать, сколько раз выполнено повторение. Для этой цели данный аксессуар применяют последователи различных религий. Кроме счёта, они ещё помогают сохранить концентрацию, помогают бороться с сонливостью во время повторяющейся молитвы и задают определённый ритм её повторения. Состоят они из бусин, нанизанных на нить (шнур), в мусульманских чётках количество бусин бывает 33, 99 реже 11 – это наиболее распространённые. Однако бывает и 500, 1000 и более бусин, такие чётки даже имеют свои названия: «мисбахату ад-дарауиш» («чётки дервишей») или «субхату сахиби ат-тариках» («чётки последователей тариката»). В том месте, где концы нити соединяются, находится хвостик, чаще всего тоже из бусин, с кисточкой на конце. Однако хвостик может быть любым – в зависимости от религии, под нужды которой изготовлены чётки, национальности изготовителя, а также эксклюзивности дизайна. Чётки бывают очень разные, и в них отражаются национальные традиции. Между бусинами бывают разделители, которые помогают считать количество выполненных повторений молитвы.

Их дизайн тоже многообразен. Сами бусины зачастую являются произведением искусства и изготавливаются из различных материалов. Их делают из косточек фиников и других фруктов, ракушек, семян кукурузы, стекла, гороховых и бобовых зёрен, из всех пород деревьев, среди которых самыми ценными являются сандаловое и рисовое. Из разнообразных камней: изумруда, алмаза, циркона, кошачьего глаза, малахита, гранита, лазурита, топаза, янтаря и многих других. Чётки также изготавливают из серебра и золота, но верующие такими предпочитают не пользоваться и покупают их в основном люди, далёкие от религии, в качестве дорогого сувенира. Четки должны напоминать о молитве, а замкнутый круг символизирует бесконечное молитвенное состояние. Даже просто лежащие на столе или висящие на стене они уже сами по себе – призыв к вере в Создателя.

Чётки должны быть удобны в руке, в бусинах ценится эластичность и лёгкость перебирания при движении пальцами. Расстояние между бусинами, их размер, материал, а также крепость нити, на которую они надеты, – очень важные аспекты учитываемые производителями. Важно также выдержать баланс между размером и весом бусин, а также между размером и длиной чёток. Чётки из крупных частей легче перебирать, но они такие длинные, что их сложно носить с собой. Из натурального камня сложнее сделать их лёгкими, и т. д. Вне молитвы чётки носят на запястье, пальце, шее или в специальном мешочке.

Родиной чёток традиционно считается Индия и там же находятся самые древние их образцы, датируемые II веком до н. э. Дата появления чёток в Христианстве неизвестна, однако в Библии (учитывая и Ветхий Завет) нет упоминания о них, а также нет и сведений об их использовании из раннего Христианства. Впервые они упоминаются в четвёртом веке. Первыми чётками была просто нить с узлами – «веревица». В 11 веке чётки называли «молитвенными кружками». Сейчас же ими пользуются как духовные христианские лица, так и миряне при чтении молитв, а также чётки вручаются монахам, прошедшим постриг.

Разумеется, в мире есть музей чёток, правда, один-единственный, хотя коллекционеров, собирающих их, довольно много. Музей этот находится на греческом острове Пелопоннес, в городе Нафплион, на площади Конституции. Если вам посчастливится там побывать, обязательно посетите и рассмотрите всё многообразие представленной экспозиции, образцы для которой собирал горожанин Арис Евангелинос. Он стал коллекционером в 1958 году, набрал 8000 экземпляров, а в 1998-м открыл музей, где представил лучшие образцы своей коллекции. Популярность чёток косвенно подтверждается тем, что за время работы музея в нём побывало более ста тысяч посетителей.

!!!!!! Уже в далёкой древности был отмечен лечебный эффект, который даёт перебирание чёток. Использование их приносит душевный покой, снимает тревожность и депрессию. Если вам нужно успокоиться – возьмите в руки чётки. На ладонях и пальцах человека располагается огромное количество активных энергетических точек, воздействие на которые целебно. А нервные окончания на пальцах связаны с мозговыми центрами, акупунктурная терапия – вот что получается у перебирающего чётки. А также мелкая моторика пальцев целебна для профилактики болезней суставов.
Последнее время стали распространяться модифицированные, современные чётки – электронные. Счётчик надевается на палец и молящийся нажимает на кнопочку вместо листания бусин. Этот способ исключает целебный эффект. Между тем, современные врачи используют чёткотерапию в лечении неврозов, бессонницы и нервных расстройств. Однако использовать только для лечения тела инструмент, помогающий исцелению души, – огромное расточительство. Они – инструмент, тренирующий душу и при правильном применении качественно меняющий вашу духовную жизнь. Чётки ассоциируются с цикличностью и бесконечностью, напоминая нам о вечной жизни в Раю.!!!!!!!

Перебирая их, человек как бы прикасается к тому, что вроде бы и потрогать нельзя, – времени. Каждая бусинка – это мгновение, отправленное собственной рукой в прошлое. Дни, которые нам предопределены, нанизаны на отпущенную нам нить жизни, и, каждый раз провожая закат, мы прощаемся с ними: бусинка за бусинкой.

Невзгоды - это четки, нанизанные на нитку судьбы, мудрец спокойно перебирает их...
Чётки – атрибут, пришедший к нам из древности и не потерявший своей популярности и в современном мире. Этот религиозный аксессуар прочно вошёл в нашу жизнь. Верующие используют его в своей религиозной практике, а некоторые просто для красоты вешают в доме – последние при этом много теряют. Также чётки стали символом течения жизни.

http://s54.radikal.ru/i144/1203/38/c8211fa8a39e.jpg

http://s019.radikal.ru/i609/1203/c4/949a425248a1.jpg