Иисус Христос, придя в мир, предостерег своих учеников от фарисейского лицемерия в молитве(показной молитвы ради прославления между людьми) и языческого многословия ( Мф. 6:5-8). Вместе с тем, он преподал «совершеннейшую из всех христианских молитв» ( Отче наш). Другой образец молитвы, встречающийся в Евангелии — это Молитва мытаря ( Лк. 18:13), переданная Иисусом Христом в притче о мытаре и фарисее. Как своим примером, так и в своих поучениях, Иисус Христос постоянно указывал на спасительное значение молитвы: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время [Страшного Суда].» ( Мк. 13:33), «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» ( Лк. 21:36). Сам Христос показал пример горячей молитвы во время моления о «чаше» в Гефсиманском саду. На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя ( Мк. 11:25). Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение и распростертие ничком (только во время уединённой келейной молитвы).
В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило ( 1Кор. 11:4).
Сообразно заповеди Христа о непрестанной молитве христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (соответствует 7 часам утра), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междучасиями. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день. С течением времени церковь ввиду занятий христиан в частной и общественной жизни начала совершать эти службы большею частью три раза в течение суток: утром (полуночницу, утреню и последование первого часа), перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие).
Различают молитву, совершаемую без слов и других внешних знаков — одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (молитва внешняя, наружная). По содержанию своему молитва распадаются на славословия, прошения и благодарения; есть ещё молитва ходатайственная за других. В отношении формы молитвы распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения. Протестанты зачастую осуждают способ молитвы ортодоксов, в частности обычай пользоваться написанными молитвами.